«Это не похоже на проверку подписей, это — расправа над кандидатами»

Сегодня рабочие комиссии МГИК начнут рассмотрение жалоб кандидатов от «Яблока», которым ранее окружные избиркомы отказали в регистрации на выборах в Мосгордуму. Причина отказа всем кандидатам — превышение 10-процентного барьера брака в поданных подписях. Первыми будут рассмотрены жалобы Андрея Бабушкина и Елены Русаковой.

Яблочные кандидаты намерены добиваться не только регистрации на выборах. Вне зависимости от решения МГИК, перед демократическими кандидатами стоит задача изменения системы допуска к выборам в Москве — действующая была полностью дискредитирована в ходе кампании по сбору и проверке подписей.

Массовая выбраковка подписей независимых кандидатов в МГД проходила по трем стандартным сценариям — данные избирателей при проверке через систему ГАС-выборы вводились в искаженном виде, подписи признавались недействительными на основании фальшивых графологических экспертиз, поводом для выбраковки становились недочеты в оформлении подписных листов. Подписи избирателей браковали даже из-за помарок и орфографических ошибок, сделанных сборщиками. Хотя, согласно инструкции, все сомнения должны трактоваться в пользу кандидата.

Елена Дубровина, руководитель Центра законодательных инициатив «Яблока» (была членом Центральной избирательной комиссии России в 1999-2016 гг.), выступая на прошедшей 23 июля встрече независимых кандидатов с председателем ЦИК Эллой Памфиловой, назвала «скандалом» произошедшее на московских выборах. Она заявила, что результаты проверок окружных избиркомов, проведенных в нарушениями, не могут быть основанием для выбраковки подписей:

«Это не похоже на проверку подписей — это расправа над кандидатами. Эту проверку нужно признать порочной, она у вас не получилась».

Полная запись выступления Елены Дубровиной доступна по ссылке. 

Кандидаты в МГД в обоснование своих жалоб предоставили в МГИК целые тома возражений на заключения окружных избиркомов — списки выявленных ошибок ОИКов, заявлений избирателей, подтверждающих свои подписи, экспертные заключения.

 

Сергей Митрохин, 43-й избирательный округ

Митрохин Цик

Серегей Митрохин и начальник штаба Мария Чуприна

ОИК забраковал 618 подписей, собранных в поддержку Сергея Митрохина. 178 забракованы на основании проверки Центра адресно-справочной работы Управления по вопросам миграции ГУ МВД по городу Москве (тот самый ввод данных избирателей в искаженном виде). Для регистрации в качестве кандидата в депутаты МГД ему необходимо отстоять минимум 169 подписей.

Сергей Митрохин добился встречи незарегистрированных оппозиционных кандидатов с председателем ЦИК Эллой Памфиловой. По его словам, процедура проверки подписей полностью «дискредитирована и делегитимизирована», поэтому единственным выходом из сложившейся ситуации является регистрация всех кандидатов, которые собрали необходимое количество подписей.

Он считает, что повторная проверка забракованных подписных листов сотрудниками Мосгоризбиркома и Центральной избирательной комиссии не восстановит доверие к процедуре. «Любая попытка проверки будет имитацией, и доверия к ней не будет ни у кого», – подчеркнул  Сергей Митрохин.

По словам начальника штаба Марии Чуприной, учитывая полностью сфальсифицированный ход проверки подписей в окружной избирательной комиссии, «мы готовы к любому решению МГИК». Дальнейшие действия кандидата – жалоба в ЦИК. 

Дата рассмотрения жалобы Сергея Митрохина пока не назначена. 

Елена Русакова, 37-й избирательный округ

Русакова и слубунова на Митинге

Эмилия Слабунова и Елена Русакова

ОИК признала недействительными 1205 подписей — более двадцати процентов при максимально разрешенном пороге в десять процентов брака. Буквально за несколько дней штаб Елены Русаковой собрал более двухсот пятидесяти заявлений от жителей, чьи подписи были признаны недействительными — они переданы в Мосизбирком вместе с жалобой. По мнению начальника штаба Григория Толкачева, обжаловать решения окружных избиркомов через суд бессмысленно: «Суд в России не работает». Единственно эффективным может быть обжалование в вышестоящие инстанции, вплоть до ЦИК.

Елена Русакова считает отказ в регистрации себя и других демократических кандидатов политическим заказом, готова бороться за свое право избираться и за право москвичей избирать политическими методами:

«Несмотря на отказ в регистрации, ничто не закончено. Наша история еще только начинается».

Выступая на митинге 20 июля на проспекте Сахарова, Елена Русакова потребовала уголовного преследования фальсификаторов выборов, роспуска МГИК, регистрации всех кандидатов, сдавших подписи. Она предложила учредить Движение «За свободные выборы» ― объединение городских активистов и политических партий, обычных граждан и политиков, всех, кто хочет нормальной жизни.

Анастасия Брюханова, 42-й избирательный округ

Брюханова митинг

Анастасия Брюханова

ОИК признала недействительными 1118 подписей избирателей в поддержку Анастасии Брюхановой. Любопытная деталь: это в три раза больше, чем количество брака в подписях зарегистрированного кандидата Дарьи Бесединой (поддержана «Яблоком»). ОИК признала недействительной даже подпись мамы Анастасии в поддержку дочери. Хотя за обеих кандидатов — и Брюханову, и Беседину — подписи собирали один и тот же штаб, одни и те же люди. «Ответ очевиден: меня решили не пускать», — говорит Анастасия.

Кандидат подчеркивает, что отношение к проверке ее подписей со стороны сотрудников ОИК было предвзятым. По словам начальника штаба Федора Велембовского, при выбраковке подписей «придрались к помаркам везде, где только можно было, включая слишком жирные цифры и орфографические ошибки». Канидат обжалует признание недействительными 1082 подписи из 1118 забракованных. 

Штаб Брюхановой заказал проведение независимой экспертизы забракованных графологом от избиркома подписей. Вывод независимых экспертов: все, что написал графолог, «научно не обосновано и не подтверждено фактическими результатными исследования. Заключение специалиста не соответствует требованиям методик, установленных для данного вида исследований, и действующем законодательству». 

«Графолог может написать любое количество данных, забраковать любое количество подписей. И, в отличие от криминалистики, он не несет за это ответственность. А кандидат вынужден повторно преодолевать барьер — ходим по тем же квартирам, чтобы граждане подписали заявления. Это раздражает, люди как раз после этого и выходят на митинги», — говорит Анастасия Брюханова.

Кирилл Гончаров, 32-й избирательный округ

Кирилл Гончаров

Кирилл Гончаров

ОИК в 32-ом избирательном округе забраковала полторы тысячи подписей, отданных в поддержку яблочника Кирилла Гончарова. По его словам, комиссия буквально «безумствовала», бракуя подписи реально существующих людей. Он выразил надежду, что МГИК, и, в крайнем случае, суд восстановит в правах пять тысяч избирателей, отдавших подпись в его поддержку. По его мнению, независимые кандидаты должны не просто участвовать в выборах, а побеждать, ведь сегодня у них есть для этого все шансы.

«Именно поэтому они нас и не регистрируют  они боятся. Они боятся любой политики, боятся любой конкуренции. Но наша задача  добиться справедливости и реализации наших конституционных прав».

На митинге 20 июля Кирилл Гончаров со сцены заявил, что кампания по выборам в Московскую городскую Думу «не про лавочки и не про борьбу с «Жилищником». С этого дня это кампания про политику, про сменяемость власти и про честность».                                                     

 

Андрей Бабушкин, 11-й избирательный округ

Анрей Бабушкин

Андрей Бабушкин

Андрей Бабушкин обратился в Следственный комитет в связи с отказом в регистрации на выборах в МГД. Окружная комиссия признала лишь 39 подписей из почти шести тысяч, предоставленных Андреем Бабушкиным для регистрации его в качестве кандидата. В свою очередь, Андрей Бабушкин считает, что при отказе в его регистрации обнаружены признаки преступления — масштабной фальсификации. 

Также Андрей Бабушкин намерен добиваться изменения избирательного законодательства Москвы в Конституционном суде РФ, так как «московское законодательство содержит существенные препятствия или даже барьеры, которые не только затрудняют, но и делают невозможным реализацию воли избирателя». По мнению правозащитника, необходимо добиваться снижения количества подписей, требуемого для регистрации, права кандидатов на проверку подписей во время подписной кампании через адресно-справочные центры и отмены положения, когда из-за неправильно оформленного подписного листа могут быть забракованы все внесенные в него подписи.

«Выявленные дефекты избирательного законодательства затрагивают не меня лично. Они затрагивают волю и выбор многих миллионов людей». 

Даже в случае восстановления его в качестве кандидата, Андрей Бабушкин планирует обратиться в суд с иском о признании противоречащими Конституции этих норм избирательного кодекса Москвы. В случае отказа Московского городского суда он намерен обратиться в Конституционный суд России.