Ученые и муниципальные депутаты обсудили проблемы применения противогололедных реагентов в Москве
Для улучшения экологической ситуации в Москве необходимо ужесточить городское законодательство, регулирующее применение реагентов, а также полностью передать сферу благоустройства под контроль местного самоуправления. Такие выводы содержит резолюция круглого стола «Экологическая безопасность в Москве: проблемы применения противогололедных реагентов», состоявшегося 19 марта в «ЯБЛОКЕ».
В работе круглого стола приняли участие ведущие эксперты в области экологии, здравоохранения, руководители партии «ЯБЛОКО» – председатель партии Эмилия Слабунова и заместитель председателя Николай Рыбаков. Инициаторами его проведения стали муниципальные депутаты Москвы.
Итоги работы круглого стола станут частью пояснительной записки к законодательной инициативе, ограничивающей использование реагентов в Москве. Муниципальные депутаты подадут ее в Московскую городскую думу до конца марта.
Ирина Копкина, Эмилия Слабунова, Николай Рыбаков
Как подчеркнула организатор мероприятия муниципальный депутат МО Строгино Ирина Копкина, требования муниципальных депутатов вызваны чрезмерным и бесконтрольным применением противогололедных материалов в столице. Многочисленные обращения депутатов в органы власти о замене химических реагентов во дворах домов, внутриквартальных проездах на экологически чистые антигололедные материалы не принесли результатов:
«Муниципальные депутаты решили объединиться, чтобы внести необходимые изменения на законодательном уровне».
Владимир Королев, профессор кафедры инженерной и экологической геологии геологического факультета МГУ, доктор геолого-минералогических наук, представил доклад об экологических проблемах применения противогололедных реагентов на городских территориях. Более 12 лет он вместе с коллегами проводит исследования о влияния реагентов на экологию Москвы.
Существующие доказательства безопасности реагентов не совсем корректны: изучалась чистота самих реагентов – отсутствие вредных, радиоактивных примесей. Но основную опасность представляют не сами реагенты, а продукты их реакции, точнее, продукты гидролиза – дорожные остатки, когда они вступают во взаимодействие со снегом: «...и тогда мы получаем ту самую агрессивную среду в виде каши черного цвета у нас под ногами». По данным профессора Королева, даже после уборки снега ежегодно от 80 до 120 тысяч тонн солей поступает в почву. Критическая доза солей в почвах Москвы для микроорганизмов превышена в 30-90 раз.
«Пока нет альтернативы, конечно, правительство будет применять подобные реагенты, но что остается делать нам? Прежде всего, необходимо заставить власти соблюдать те технологии, которые записаны в технических регламентах, необходим сбор реагентов, запрещение применения реагентов на территориях, где находятся дети, больные, где происходит отдых людей».
По мнению независимого эксперта, кандидата химических наук Юрия Орлова, снижение объемов применения реагентов возможно за счет применения технологий. Для этого необходимо разработать показатели эффективной оценки использования реагентов, четко определить количественный критерий: сколько солей израсходовано на определенную площадь и как это связано с суровостью зимы (количеством снежных осадков).
«Реагенты – это неизбежное зло. Уменьшать зло мы мы может только одним способом: уменьшать суммарную солевую нагрузку на городскую среду».
Александр Чучалин, руководитель НИИ пульмонологии академик РАН, профессор, доктор медицинских выступил с предложением о разработке и внедрении научной программы, позволяющей выявлять экологически обусловленные заболевания, обеспечить учет первичной экологически обусловленной заболеваемости. Также, по его мнению, в Москве необходимо разработать специальные программы по защите детей от экологически-обсусловленных заболеваний.
«Москва один из самых агрессивных в экологическим плане городов. Проблема в том, что экологические факторы вызывают заболевания, но нет системы научного доказательства, и как следствие, регистрации заболеваний как вызванных неблагополучными экологическими факторами».
Мария Водянова, кандидат биологических наук, сотрудник Центра стратегического планирования и управления медико-биологическими рисками здоровья Минздрава России, также подчеркнула, что «по медико-статистическим данным о заболеваемости, к сожалению, нет возможности объективно оценить, если ли связь между применением ПГМ и увеличением заболеваемости, так как многофакторность воздействия на здоровье слишко велика».
В 2018-ом году Центр стратегического планирования начал реализацию проекта по оценке рисков воздействия ПГМ на здоровье человека, объекты окружающей среды при их применении на урбанизированных территориях. Планируется, что уже в 2020-ом году будут получены объективные сведения о влиянии ПГР на заболеваемость населения, в том числе и в Москве.
В современном мегаполисе невозможно отказаться от использования противогололедных реагентов. Такой отказ неизбежно повлечет рост уличного травматизма. Но так как технологии их применения не соблюдаются, а концентрация многократно превышена, необходимо проводить широкомасштабные исследования о влиянии ПГР на здоровье человека. Кандидат медицинских наук Марина Караваева в своем выступлении сослалась на исследования РосдорНИИ за 2015-ый год, которые подтверждают, что не существует противогололедных материалов, которые не оказывали бы вредного воздействия на окружающую среду и человека.
Врачи-аллергологи в последние годы отмечают рост числа обращений пациентов с респираторными ринитами в межсезонье, когда, по идее, этих заболеваний быть не должно. Фактором, провоцирующим рост аллергопатологий, может быть таяние снега и испарения от реагентов. О работе практикующих врачей рассказала Евгения Назарова, кандидат медицинских наук, врач аллерголог-иммунолог ГНЦ «Институт иммунологии».
Казалось бы, проблема чрезмерного и бесконтрольного применения реагентов, довольно узкая и локальная. Однако решить ее только путем усиления контроля за работой коммунальных служб невозможно. Необходимо политическое решение – возвращение реальных полномочий местному самоуправлению Москвы.
Член политического комитета партии «ЯБЛОКО» Сергей Митрохин заявил, что ключевая проблема управления городом Москва заключается в чрезмерной централизации власти:
«Все решения принимаются в одном центре. И контролируются из того же самого центра. Применением ПГР должно заниматься местное самоуправление. По федеральному закону оно этим и занимается в других регионах российской федерации. А в Москве не занимается.
Может быть, отсюда и вытекает множество проблем, которые мы видим почти во всех сферах городского управления? Мы, как политическая партия, должны предлагать политическое решение проблемы».
Сергей Митрохин
О политической составляющей экологических проблем в своем выступлении также сказал заместитель председателя партии «ЯБЛОКО», эксперт ЭПЦ «Беллона» Николай Рыбаков. Реальное решение проблемы использования ПГР в Москве возможно при восстановлении действенного местного самоуправления: «Потому что с Тверской улицы принять решение о том, использовать сегодня в Новой Москве реагенты или не использовать, невозможно. Это нужно делать уровне муниципалитетов».
Причина, по которой сфера благоустройства в Москве не относится к местному самоуправлению – ее значительная бюджетная составляющая: начиная с 2010-го года в разы увеличились объемы закупок реагентов городскими властями. Эти данные в своем выступлении привела разработчик законодательной инициативы о регулировании использования реагентов, юрист партии «ЯБЛОКО» Елена Морозова. Также она рассказала о правовых аспектах подготовки закиницативы.
Евгения Назарова, Андрей Морев, Елена Морозова, Марина Караваева
Департамент ЖКХ Москвы формирует заказ реагентов на два года вперед. И, по словам главы муниципального округа Якиманка Андрея Морева*, все разговоры о необходимости уменьшить объем их использования для московских властей как “нож в спину”. Он отверг возникший в ходе дискуссии аргумент об экономической нецелесообразности закупки противогололедных реагентов муниципалитетами: “Ничто не мешает, вернув на уровень нижнего МСУ закупку реагентов, если они необходимы, формировать муниципалитетам заказ и передавать его в центр. Таким образом, будет сохранена оптовая цена, но решение о применении реагентов будет приниматься не в мэрии, а на нашем, низовом мунициальном уровне”.
Итоги круглого стола подвела председатель партии «Яблоко» Эмилия Слабунова. Она подчеркнула, что для решения проблемы чрезмерного использования ПГР в Москве необходимо усиливать не только экспертный, но и общественный и политический контроль: без этого нет гарантий, что даже самые лучшие технические регламенты будут выполняться. Поэтому важно, чтобы в Московской городской думе были кандидаты от оппозиционных партий, чтобы независимые депутаты работали в органах местного самоуправления.
Ирина Копкина, Эмилия Слабунова
Выводы круглого стола изложены в резолюции. С полным ее текстом вы можете познакомится здесь.
Список участников круглого стола
Законодательная инициатива
Видеозапись круглого стола, выступление всех экспертов и обсуждение
Решение Совета депутатов МО Якиманка о внесении законодательной инициативы в Московскую городскую Думу
Полный текст законопроекта (решение Совета депутатов МО Якиманка)
СОВЕТ ДЕПУТАТОВ
муниципального округа
ЯКИМАНКА
РЕШЕНИЕ
21 марта 2019 года № 25
О внесении в Московскую городскую Думу проекта закона города Москвы «О внесении изменений в отдельные законы города Москвы в части уточнения порядка применения материалов, используемых в качестве противогололедных»
В соответствии с частью 1 статьи 36 Устава города Москвы, пунктом «а» части 1 статьи 4, статьями 8, 9 Закона города Москвы от 14 декабря 2001 года № 70 «О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы», пунктом 7 части 1 статьи 6 Устава муниципального округа Якиманка, Совет депутатов муниципального округа Якиманка решил:
1. Внести в Московскую городскую Думу проект закона города Москвы «О внесении изменений в отдельные законы города Москвы в части уточнения порядка применения материалов, используемых в качестве противогололедных» (далее – проект закона) согласно приложению 1
к настоящему решению.
2. Приложить к проекту закона требуемые частью 3 статьей 8 Закона города Москвы от 14 декабря 2001 года № 70 «О законах города Москвы
и постановлениях Московской городской Думы» согласно приложению 2
к настоящему решению:
1) пояснительную записку;
2) перечень нормативных правовых актов, необходимых к принятию, изменению или признанию утратившими силу;
3) финансово-экономическое обоснование проекта закона.
4. Представить проект закона в Аппарат Московской городской Думы
не позднее 29 марта 2019 года для получения ознакомительной визы начальника Государственно-правового управления Аппарата Московской городской Думы.
5. Представить проект закона в Аппарат Мэра и Правительства Москвы не позднее 05 апреля 2019 года для получения ознакомительной визы полномочного представителя Мэра Москвы в Московской городской Думе.
6. Внести проект закона в Московскую городскую Думу в течение одного рабочего дня со дня получения ознакомительной визы полномочного представителя Мэра Москвы в Московской городской Думе или истечения сроков, установленных частью 3 статьи 44 Регламента Московской городской Думы, утвержденного постановлением Московской городской Думы
от 16 ноября 2005 года № 320.
7. Опубликовать настоящее решение в бюллетене «Московский муниципальный вестник», разместить на официальном сайте муниципального округа Якиманка в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет».
8. Настоящее решение вступает в силу со дня его принятия.
9. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на главу муниципального округа Якиманка Морева А.З.
Глава муниципального округа
Якиманка А.З. Морев*
Приложение 1
к решению Совета депутатов муниципального округа Якиманка
от 21 марта 2019 года № 25
Проект
внесен представительным органом местного самоуправления муниципального округа Якиманка
О внесении изменений в отдельные законы города Москвы в части уточнения порядка применения материалов, используемых в качестве противогололедных
Статья 1. О внесении изменений в Закон города Москвы
от 30 апреля 2014 года № 18 «О благоустройстве в городе Москве»
Дополнить статьей 5.1 следующего содержания:
«Статья 5.1. Особенности благоустройства отдельных территорий города Москвы
1. Не допускается использование противогололедных реагентов
на территориях, на которых расположены:
1) образовательные учреждения и организации, учреждения
и организации здравоохранения;
2) детские и спортивные площадки;
3) придомовые территории;
4) особо охраняемые природные территории, озелененные территории и зеленые массивы.
2. На придомовых территориях противогололедные реагенты могут использоваться в соответствии с решением собственников помещений
в многоквартирном доме, принятом на общем собрании таких собственников помещений в многоквартирном доме.».
Статья 2. О внесении изменений в Закон города Москвы
от 26 сентября 2001 года № 48 «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве»
Абзац пятый части 2 статьи 30 изложить в следующей редакции:
«- применение солей в качестве противогололедных материалов;».
Статья 3. О внесении изменений в Закон города Москвы
от 05 мая 1999 года № 17 «О защите зеленых насаждений»
Статью 7 после абзаца десятого дополнить новым абзацем следующего содержания:
«- применение солей в качестве противогололедных материалов;».
Статья 4. О внесении изменений в Закон города Москвы
от 21 ноября 2007 года № 45 «Кодекс города Москвы
об административных правонарушениях»
Изложить статью 4.8 в следующей редакции:
«Статья 4.8. Нарушение правил применения материалов, используемых в качестве противогололедных
1. Применение противогололедных реагентов (ПГР) на территории,
где их использование не допускается, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
2. Превышение предельно допустимой нормы расходования материалов, используемых в качестве противогололедных, использование материалов, не разрешенных к применению, а также несвоевременная уборка дорожных остатков ПГР -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере
от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч
до пятисот тысяч рублей.
3. Нарушение правил применения материалов, используемых
в качестве противогололедных, приведшее к загрязнению городской почвы, уничтожению зеленых насаждений, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере
от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч
до пятисот тысяч рублей.
4. Складирование материалов, используемых в качестве противогололедных, в местах, не предназначенных для этого, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере
от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.».
Редактор проекта: глава муниципального округа Якиманка, исполняющий полномочия Председателя Совета депутатов муниципального округа Якиманка А.З. Морев, тел.: +7 (495) 740-52-10
Глава муниципального округа Якиманка,
исполняющий полномочия Председателя
Совета депутатов
муниципального округа Якиманка А.З. Морев*
____________________
(подпись на подлиннике)
Начальник Государственно-правового
Управления Аппарата Московской городской
Думы А.В. Крутышев
_____________________
(подпись на подлиннике)
Полномочный представитель
Мэра Москвы в Московской городской Думе Н.А. Сергунина
___________________ (подпись на подлиннике)
Приложение 2
к решению Совета депутатов
муниципального округа
Якиманка от 21 марта 2019 года № 25
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту закона города Москвы «О внесении изменений в отдельные законы города Москвы в части уточнения порядка применения материалов, используемых в качестве противогололедных»
Проект закона города Москвы «О внесении изменений в отдельные законы города Москвы в части уточнения порядка применения материалов, используемых в качестве противогололедных» направлен на совершенствование правового регулирования охраны окружающей среды при использовании противогололедных реагентов (ПГР) на территории города Москвы.
Химические вещества, входящие в состав противогололедных реагентов, и особенно продукты их гидролиза, остающиеся на дорогах в виде так называемых «дорожных остатков ПГР», негативно влияют
на окружающую природную среду и ее компоненты (почву, растительный покров), здоровье человека и животных.
В настоящее время в городе Москве практически отсутствуют ограничения по использованию противогололедных реагентов и сбору дорожных остатков ПГР. При этом, технология применения противогололедных реагентов убедительно демонстрирует наличие рисков как для здоровья жителей города, так и в целом для экологической системы Москвы.
Практика механической уборки загрязненных реагентами снежных масс (дорожных остатков ПГР) и вод показывает, что ограничения, предусмотренные постановлением Правительства Москвы от 10 сентября 2002 г. № 743-ПП «Об утверждении Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы»
не выполняются. Жители города Москвы повсеместно фиксируют складирование снега, содержащего дорожные остатки ПГР, на озелененных
и природных территориях, которое приводит не только к уничтожению древесно-кустарниковой и травянистой растительности в результате химического воздействия и засоления почв, но и в результате механических повреждений, поломок веток и стволов деревьев и кустарников.
В нарушение требований Технологии зимней уборки проезжей части магистралей, улиц, проездов и площадей (объектов дорожного хозяйства города Москвы) с применением противогололедных реагентов и гранитного щебня фракции 2-5 мм (на зимние периоды с 2010-2011 гг. и далее), утвержденной распоряжением Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы от 28.09.2011 года
№ 05-14-650/1, использование чисто химических реагентов применяются
не в исключительных случаях (при объявлении чрезвычайных гололедных ситуаций по указанию городского оперативного штаба), а в регулярной практике, ввиду регулярного использования ручного распределения (разбрасывания) твердых противогололедных реагентов, объемы распределения указанных реагентов на дворовых территориях существенно превышают установленные нормы (до 120 грамм на 1 кв.м.) и практически никем не контролируются.
Учитывая изложенное, статьи 1-3 проекта закона города Москвы
«О внесении изменений в отдельные законы города Москвы в части уточнения порядка применения материалов, используемых в качестве противогололедных» устанавливают территориальные ограничения при использовании химических веществ в качестве противогололедных материалов. Проектом предлагается ввести запрет на использование противогололедных реагентов на территориях образовательных учреждений и организаций, учреждений и организаций здравоохранения, детских и спортивных площадок, на придомовых территориях; особо охраняемых природных территорий, озелененных территорий и в зеленых массивах.
Статья 4 проекта предлагает уточнить составы правонарушений при нарушении правил применения материалов, используемых в качестве противогололедных, отдельно выделив применение противогололедных реагентов на территории, где их использование не допускается, превышение предельно допустимой нормы расходования материалов, используемых
в качестве противогололедных, использование материалов, не разрешенных
к применению, нарушение правил применения материалов, используемых
в качестве противогололедных, приведшее к загрязнению городской почвы, уничтожению зеленых насаждений, а также складирование материалов, используемых в качестве противогололедных, в местах, не предназначенных для этого. Особого контроля требует своевременная уборка дорожных остатков ПГР после применения противогололедных реагентов. Указанные предложения должны быть внесены в соответствующие нормативные документы технологии зимней уборки.
Учитывая высокую степень общественной опасности совершаемых деяний, проект предлагает установить следующую систему штрафов
за нарушение правил применения материалов, используемых в качестве противогололедных: для граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; для должностных лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей;
для юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Глава муниципального округа Якиманка,
исполняющий полномочия Председателя
Совета депутатов муниципального
округа Якиманка А.З. Морев*
______________________
(подпись на подлиннике)
*(иностранный агент)
ПЕРЕЧЕНЬ
законов города Москвы, указов Мэра Москвы, постановлений Правительства Москвы, постановлений Московской городской Думы, которые необходимо принять, изменить или признать утратившими силу в связи с принятием Закона города Москвы
«О внесении изменений в отдельные законы города Москвы в части уточнения порядка применения материалов, используемых в качестве противогололедных»
В связи с принятием указанного закона города Москвы потребуется внесение изменений в постановление Правительства Москвы от 10 сентября 2002 г. № 743-ПП «Об утверждении Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы».
Глава муниципального округа Якиманка,
исполняющий полномочия Председателя
Совета депутатов муниципального
округа Якиманка А.З. Морев
____________________
(подпись на подлиннике)
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
проекта закона города Москвы «О внесении изменений в отдельные законы города Москвы в части уточнения порядка применения материалов, используемых в качестве противогололедных»
Принятие указанного закона города Москвы не потребует финансовых затрат из бюджета города Москвы.
Глава муниципального округа Якиманка,
исполняющий полномочия Председателя
Совета депутатов муниципального
округа Якиманка А.З. Морев
____________________
(подпись на подлиннике)