После Путина: молодежь и идеология
В модном проекте «Время Березовского» Анатолий Чубайс вспоминает о работе с Борисом Абрамовичем на выборах 1996 года: «Февраль-март, все крайне тяжело, все висит на волоске, спецслужбы за спиной работают против нас. Однажды ночью, в час или два, он вдруг говорит – и я помню выражение его лица: «Анатолий Борисович, а как всё-таки классно! […] Как классно, вот мы, вся Россияперед нами, и мы этим всем управляем» […] Не было у него никакой модели будущего. Он не про будущее, он про процесс, про игру».
Деятельность многих демократов в девяностых строилась на голом азарте, на желании игры, на кайфе от «движухи». Тогда возникла политика без ценностей, без идеологии, без программы. При Путине она логично выродилась в бессодержательное следование конъюнктуре, в бесконечный «процесс не про будущее». И демократия Березовского обернулась нефтяной деспотией подворовывающих вахтёров.
Почему на Западе существует сильная оппозиция? Ведь везде у власти есть большой административный, силовой, финансовый ресурс. Можно заключить альянс с крупным бизнесом, перехватить контроль над СМИ, скомпрометировать независимые общественные институты и бесконечно передавать власть по наследству. Но этого нет в Европе, нет в Америке. На чем держится их система сдержек и противовесов?
Дело в том, что у оппозиции тоже есть ресурс. Ресурс оппозиции – будущее. Она работает с конфликтами, которые двигают страну вперед. Налогообложение, социальное обеспечение, культурные и технические новшества, гражданские свободы – везде возникают противоречия, которые не может решить стареющее правительство. Политическая оппозиция, молодежь, опираясь на альтернативную идеологию, предлагает решения и использует конфликты как топливо в борьбе за власть.
Можно провести аналогию с автомобилем, с двигателем внутреннего сгорания. Горение топлива дает энергию, которая преобразуется в работу – в созданиепрограмм и законопроектов, в расследование злоупотреблений, в гражданское участие, в подготовку кадров. Но вахтёры в космос не летают: российская власть отказалась от оппозиции. Сломали двигатель и страна пошла пешком. До будущего стало не достать.
Слава богу, рано или поздно Путин уйдет. Главная задача тех, кому сейчас 20-30 лет, не в том, чтобы отобрать у него ключ от автомобиля, и не в том, чтобы повесить в салон ароматизатор. Наша задача в том, чтобы запустить мотор. Мы должны давать ответы на вызовы современности, предлагать решения и добиваться своего. Заниматься не только митингами и урбанистикой, но ценностной, идейной, осмысленной политикой.
Когда-то Кремлю пришлось взять программу, идеологию и эстетику у народно-патриотической оппозиции девяностых. В современной России материализовались идеи НБП* (запрещена на территории РФ), газет «Дуэль» и «Русь православная», Юрия Мухина и Александра Проханова. Потому что демократы тогда никаких идей обществу не предложили – только рекламу и газету «Не дай бог». Сейчас у нас есть шанс поступить иначе.
Как говорит Григорий Явлинский, «общество больно, если не видит альтернатив». Молодежь должна формулировать и демонстрировать обществу идейную альтернативу. Мы должны предложить модель будущего, основанную на наших ценностях – ценностях индивидуальной свободы и социальной справедливости, мира и прогресса, разделения властей и всеобщего равенства перед правосудием.
Чтобы с нами считались, мы должны быть не людьми с хорошими лицами, а людьми с хорошими идеями. А идеи реализовать можно только участвуя в политике, являясь членом сильного сообщества, сегодня на демократическом фланге таким сообществом является партия Яблоко. Мы приглашаем в партию молодых и энергичных, честных и принципиальных, смелых и неравнодушных, тем, кому обязательно предстоит строить новую Россию!
* организация запрещена на территории РФ