И снова Кац

В московское «Яблоко» выстроилась очередь на вступление из сторонников Максима Каца и читателей его блога. Казалось бы – как хорошо, много молодых людей с приветливыми лицами собрались вступать в партию. Они работали на предвыборной кампании Дмитрия Гудкова, так почему же их как можно быстрее не принять в партию?!

Но вернемся на два года назад. Осень-зима 2014 года. После выборов в Мосгордуму московские власти начинают резко сокращать расходы на медицину – закрываются больницы, врачей увольняют. Врачи, пациенты и политическая оппозиция выходят в Москве  на многотысячные акции протеста. Власть пытается противодействовать гражданской активности — перед митингом официальные «профсоюзы» запугивали врачей, запрещая им выходить на акцию, профбоссы врали, что митинг якобы несогласован. Затем департамент здравоохранения Москвы объявил воскресенье, когда проходил один из митингов, «Днем здоровья», обязав врачей находиться на рабочем месте.

На чью же сторону встает в этой ситуации Максим Кац? «Я не политик и тема эта совсем не моя. По умолчанию я любые правые реформы, вызывающие левый протест, поддерживаю. Когда кто-то хочет кого-нибудь уволить, за что-нибудь повысить плату или прекратить что-то бесплатное, а граждане кричат «нет, мы требуем халявы и дальше», то я обычно на стороне реформатора» — заявляет Максим, попутно критикуя только непрозрачность этой «реформы» по урезанию расходов на медицину. «Может их [больниц] правда в два раза меньше нужно чем есть?» — размышляет Кац.

У «Яблока», которое активно участвовало в протестах против сокращения расходов на медицину, было и есть другое мнение по данному вопросу. Основная идеология «Яблока» — социальный либерализм, многие члены партии являются социал-демократами. Партия выступает против урезания социального бюджета. Последняя предвыборная программа «Яблока» указывает, что «медицинская помощь становится все менее доступной, в том числе из-за необоснованной ликвидации (укрупнения) медицинских учреждений. По оценкам Всемирной организации здравоохранения, российское население несет уже половину всех расходов на медицинскую помощь, что полностью нарушает конституционные права граждан». «Рыночные отношения в сфере охраны общественного здоровья и при оказании медицинской помощи недопустимы», — прямо заявляется в программном документе.

В 2015 году на международной конференции в Копенгагене Григорий Явлинский обозначил три главные проблемы России: сталинизм, преступная приватизация и аннексия Крыма. А еще в 2004 году Явлинский говорил, что «на правом фланге мы отказываемся сотрудничать с теми, кто ответственен за преступную приватизацию, дефолт 1998 г. и войну в Чечне».  Для «Яблока» важно отмежевание от тех, кто ответственен за обнищание народа в 90-х и благодаря кому слово «демократы» стало ругательным. Без этого нашей партии просто не добиться массовой народной поддержки. У Каца на этот счет обратное мнение. В своем программном посте, говоря о принципах управления региональным отделением после взятия под контроль органов управления, Максим декларирует необходимость «отказа от идентификации людей по признаку их отношения к приватизации 90-х».

Другая отрицательная черта Максима для партии «Яблоко» – это его умеренность. Максим Кац собирается стать председателем московского отделения и снизить градус оппозиционности регионального отделения по отношению к властям, тем более, что у Каца с мэрией есть общие интересы – например, повсеместное внедрение платных парковок. Кац длительное время заявлял, что он не является ни оппозиционером, ни политиком. Весь 2014 год он сознательно не высказывался по поводу событий в Украине и аннексии Крыма, не поднимал эту тему, когда являлся кандидатом в Московскую городскую думу. Или, например, Максим хотя и пишет иногда что-то в поддержку прав ЛГБТ, но считает, что более-менее приличная активность в этом направлении – это «плохой пример» и «повернутость на этой теме». Каца почти не интересует тема политических заключенных, я его ни разу не видел на судах по «Болотному делу».

«Яблоко» — единственная партия в России, где есть гендерная фракция. Недавно Бюро партии приняло заявление о недопустимости запрета абортов или выведения их из системы обязательного медицинского страхования. Но для Максима неважна ситуация с наступлением церкви и государства на репродуктивные права женщин и он считает, что «в обязательную страховку аборты входить не должны». С другой стороны, для Каца и многих его сторонников вполне в порядке вещей называть женщин – «телочками». Феминистки, и либеральные и левые много раз писали, что это слово унижает, стигматизирует и объективизирует женщин. Но сторонники Каца этого просто не понимают, для них назвать девушку «телочкой» всего лишь «шутка».

Наоборот, нынешний председатель московского «Яблока» Сергей Митрохин занимает четкую оппозиционную позицию – и по отношению к Путину, и по отношению к Собянину. Постоянно защищает жителей Москвы – его можно увидеть и на «Торфянке», и на «Лосином острове», и в других местах, где вопреки воле жителей происходят точечные застройки или как-то по другому нарушаются их права. Митрохин понимает важность темы политзаключенных – ходил на суды по «Болотному делу», участвует в кампании за освобождение Ильдара Дадина. Сергей Митрохин не боится быть задержанным за участие в уличных акциях. Он часто попадал в полицию за свою уличную активность, а ОМОН не раз избивал его.

Под руководством оппозиционера Митрохина, московское отделение «Яблока» стало самым успешным отделением партии. «Яблоко» в Москве получило 9,5% на выборах в Госдуму в 2016 году и 12,5% на выборах в Мосгордуму в 2014 году. Не думаю, что при лидерстве Максима Каца партия получит больше половины от этих цифр, даже если учитывать хорошие фандрайзинговые способности Максима.

Так как же быть со сторонниками Максима Каца и читателями его блога, которые массово подают заявления о вступлении в партию? У многих из этих людей, к сожалению, отсутствует критическое мышление. Они безоговорочно верят всему, что пишет Максим Кац в своем блоге.

Многие из этих людей вступают в партию только для того, чтобы избрать Каца председателем московского отделения, а его ближайших сторонников в региональный совет. При этом у этих людей фактически отсутствует субъектность, они будут без сомнений выполнять руководящие указания Каца и голосовать как он скажет.

И Кац и его сторонники ведут себя безапелляционно грубо и напористо по отношению к старым членам партии, не считаются с их мнением. Я буду против приема в партию людей, которые станут поддерживать чуждую «Яблоку» идеологическую линию и которые изначально настроены на бескомпромиссную конфронтацию безо всякого критического осмысления происходящего. Тем более я считаю, что решение о вступлении в партию должно быть принято самостоятельно, без помощи координаторов и надзора с чьей либо стороны.

Но с другой стороны, из всего потока желающих вступить в «Яблоко» по призыву Максима Каца важно тщательно выделять тех людей, которые могут критически мыслить и не считают слова Максима — истиной в последней инстанции. Таких людей надо обязательно принять в партию!