Николай Кавказский* о казенном патриотизме
Казенный патриотизм стал в России государственной идеологией. Патриотизму нас учат по телевизору, патриотические плакаты вывешены на наших улицах, государство дает большие гранты на создание молодежных патриотических клубов, патриоты и бюджетники в добровольно-принудительном порядке вышагивают по центру Москвы 4 ноября. О патриотизме говорят из каждого утюга. Из года в год озабоченная патриотизмом прокремлевская общественность предлагает все строже и строже наказывать за "оскорбление патриотических чувств".
Патриотизмом в России оправдывают отсутствие качественных и недорогих товаров на полках магазинов – ведь патриоты должны поддерживать "импортозамещение"! Россиянам навязывают патриотическое имперское сознание – они гордятся тем, что наша страна самая большая, тем, что "Крым наш". А что доходы падают, цены растут, а в тюрьмах пытают – это ничего, ведь если человек – патриот, то он переживет временные трудности! Об этом твердят люди – рупоры российского патриотизма Никита Михалков, Ирина Яровая, Елена Мизулина, вместе с главным российским литературным критиком-государственником – байкером Хируром.
Однако в нашей стране есть и другой патриотизм. Патриотизм в хорошем смысле этого слова, патриотизм ответственности за свою родину. Таким патриотизмом пропитаны строки Евгения Евтушенко:
Танки идут по Праге
в закатной крови рассвета.
Танки идут по правде,
которая не газета.. . . .
Пусть надо мной – без рыданий
просто напишут, по правде:
"Русский писатель. Раздавлен
русскими танками в Праге".
Патриотизм в хорошем смысле этого слова – это когда ты любишь свою родину, чувствуешь за нее ответственность и стыдишься, когда твоя страна начинает захватническую войну. Согласно "Википедии", патриотизм – это гордость достижениями и культурой своей родины, это любовь к родине и особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему языку, традициям.
Казенный патриотизм вызывает у меня оскомину. Что касается другого патриотизма, то я не могу любить Стругацких больше Урсулы Ле Гуин только потому, что Стругацкие – отечественные писатели, а я родился на той части суши, которая называется Россией. В отличие от Новодворской, я не понимаю, почему я должен каяться за преступления нашего правительства? Я веду борьбу против российской власти, эта власть посадила меня в тюрьму за мою оппозиционную деятельность, и я не хочу нести никакой ответственности за ее преступления и безумства. Меня возмущают и пытки в российских тюрьмах, и уничтожение человеческой природы в тоталитарной Северной Корее, и публичные казни в Иране, Саудовской Аравии и в запрещенном на территории России "Исламском государстве".
Патриотизм людей, которые любят свою родину, страдают, когда наши танки оказываются на чужой земле, вызывает у меня симпатию. Но для меня, как для атеиста и материалиста, патриотизм иррационален – также как вера в бога и религия. Я бы мог сказать, что мое отечество – это все человечество, но слово "отчество" у меня вызывает отторжение из-за его патриархальности. Я космополит и интернационалист, и я присоединяюсь к словам моего любимого философа Сократа: "Я не гражданин Афин, а гражданин мира".
Блог Николая Кавказского* на сайте Радио Свобода
*(внесен государством в так называемый реестр «иностранных агентов»)