«ВОЛЫНЬ» в Москве на «Висле»
Показ в рамках 10 ежегодного кинофестиваля польского кино в России «Висла» фильма «Волынь» «Wołyń» Войхеца Смажовски – Wojciech Smarzowski (2016) событие не ординарное даже для Москвы перенасыщенной культурными и информационными событиями. Именно поэтому небольшой кинозал «Куросава» в кинотеатре «Пять звезд на Павелецкой» был не просто переполнен, а брался штурмом. В результате все равно зал смог вместить далеко не всех желающих увидеть фильм своими глазами на экране, а не в Интернете.
Знали ли все стремившиеся и счастливчики, попавшие в зал трагическую историю Волыни периода Второй мировой войны 1939-1945 года утверждать не берусь. Думаю, скорее в общих чертах, чем в реалиях, которые скрупулезно, почти с жестокостью документалиста, восстановил на экране режиссер. Да, в истории той войны, для россиян возможно особенно, есть ещё очень много белых и черных пятен, малоизвестных или совсем неизвестных. Почему? Это разговор особый. Разговор об идеологии государства. О желании государства управлять населением. Незнание, не информированность реальными фактами, лучше всего позволяет фальсифицировать историю и манипулировать общественным мнением. Кино в этой задаче может помогать, но может быть и непреодолимой силой, если не считать возможность положения на полку (запрещения) фильмов. Силой - развеивающей пропагандистский туман. В какой-то мере, то, что касается советского и российского кино по этой теме я попытался систематизировать в предыдущих статьях «Кино и война» и «Кино и история».
Полякам повезло больше. Хотя в советский период вспоминать о Варшавском восстании, об Армии Крайова было как минимумом нежелательно, а для многих и опасно. Анджей Вайда в фильме «Катынь» подробно показывает эту трагическую страницу истории страны. Польское кино брало на себя смелость и рассказывало правду о страшной войне. Всю, со всей её непривлекательностью, с ужасом, кровью, слезами и преступлениями. Список длинный и разный. Я приведу свой, субъективный, но как мне кажется для понимания истории, для понимания трагедии Второй мировой войны – обязательный. «Эроика» «Eroica»(1958) и Пассажирка» «Pasażerka» (1963) - Анджея Мунка, «Поколение» «Pokolenie»(1954), «Канал» «Kanał» (1957), «Пепел и алмаз» «Popiół i diament» (1958), «Пейзаж после битвы» «Krajobraz po bitwie»(1970), «Катынь» «Katyń» (2007)- Анджея Вайды. Разумеется, и другие выдающиеся мастера польского кино прямо или завуалировано всё время пытались понять, осознать, что привело к трагедии государства и народов его населявших. Относится это ко всем поколениям польских кинематографистов. В Польше о войне судили не только по «Четырем танкистам и собаке» и «Ставке больше чем жизнь» любимейшим телесериалам советских людей.
Однако, при всем этом, трагедия людей исторически живших на припограничной территории между Австро-Венгерской и Российской Империей, т.е. на территории современных, возникших, вернувших себе независимость после окончания Первой мировой войны Польши-Румынии-Венгрии, а после 1991 года и Украины, Молдовы-Беларуси оставалась малоизвестной страницей. Прикасаться к этой величайшей трагедии было сложно. Увы, война естественным, жестоким образом обострила все межнациональные, межконфессиональные, до поры скрытые на бытовом уровне противоречия народов населявших эти земли. Да, мы знаем, что евреи, жившие в этих землях в самой полной мере испытали на себе ужасы холокоста. Среди живших там, самый высокий процент не выживших. Но о почти тотальной бойне между другими народами большими и малыми, населявшими красивейшие места средней Европы, по воле коммунистических властей было принято помалкивать. Не выносить в публичное пространства «братских коммунистических народов» историческую память. Помогало ли это? Под силовым диктатом СССР до поры до времени да, но только на официальном уровне. В глубине, «за сценой» противоречия жили. Достаточно вспомнить, что война НКВД, СМЕРШа, Красной армии с ОУН-УПА продолжалась до середины 50-ых годов! Жертвами этого продолжения войны со всех сторон стали десятки тысяч людей. Та война была столь жестокой, что примириться, как это сделали Франция и Германия встречей Канцлера Аденауэре и Президента Де Голля в начале 60-ых годов, как сделали это польские и немецкие Епископы (18 ноября 1965 года польские Епископы подписали письмо, адресованное немецким Епископам, со словами «Прощаем и просим прощения») до настоящего времени не удаётся. Боль памяти, недосказанности, рождает непримиримость. Не позволяет совершить покаяние и признание горя посеянного войной.
«Волынь» - высветила, вскрыла до поры до времени «мины» доставшиеся нам из прошлого. Логично, что это произошло сейчас. Украина – после Евромайдана – волею народов населяющих Украину встала на путь реальной независимости и демократии. Естественно, что для Польши самого большого западного соседа, страны, чья история тесно переплетена с украинской историей это тоже важнейший момент в истории. Появился шанс, стать действительно добрыми соседями, а не раздираемыми противоречиями непримиримыми соседями тесной коммунальной квартиры. Для этого нужно совершить что-то. Конечно, фильм несравним с поступками примирения Отцов Церкви и Президентов, но он сделал, возможно, первый, но очень важный шаг на этом пути. Да части Украины, пишущей, восстанавливающей свою историческую память принять это пока очень сложно. Иллюзорно кажется, замени псевдо героев советского порабощения героями своей национальной истории и всё образуется. Увы, герои в Украине, как и во многих других странах, в отличие от мифологии, совершают не только подвиги, но и преступления, особенно если их поступки приходятся на время войны и смотреть на них со всех сторон. Это трудно принять, но это нужно помнить. Рискну, дать совет – героем является народ! Вожди, пусть и разные, заслуживают только своего места в истории. Не стоит повсеместно одни имена поклонения заменять другими именами. Всё равно со временем придется прийти к тому, что лучше, долговечней, памятники деятелям культуры, науки, спорта, чем политикам. Первые вечные – вторые сиюмоментны.
Натурализм и жестокость в фильме страшная. Авторы предупреждают об этом зрителей. Видеть это трудно, но нужно, как и видеть Аушвиц-Биркенау! Да, это художественное произведение. Да оно метафорично. Девушка - женщина наполненная любовью с обожженным войной младенцем на руках как Мадонна проходит сквозь все эти круги ада ХХ века. Чудом она обходит бесчисленные западни ненависти, не любви на ее пути. Видя всё широко раскрытыми глазами, как и герой фильма «Иди и смотри»(1985) режиссера Элема Климова - глазами, которые невозможно закрыть или отвести в сторону. Глазами, которые взрослеют от первого до последнего кадра, наполняясь мудростью знания, что такое жизнь.
Святой Иоанн Павел II с папского престола, всей своею жизнью и всем своим служением призывал нас к покаянию. Каялся и в синагоге, и в мечети, и перед православными, каялся за преступления инквизиции. Многие возмущались, не понимали, зачем он это делает. А он делал, как и каждый день молился и каялся за всех нас. Ни в коем случае не сравниваю, но кинематографисты и польские, и украинские, и русские, и другие, участвовавшие в создании этого фильма, как мне кажется - покаялись. Может быть, это стоит сделать и всем нам