Патриотизм в России, XXI век.

Патриотизм – этическая* конструкция со многими полюсами:

- созидательный труд - бездельник не патриот. «Единое счастье – работа! В полях, за столом, за станком…» (В.Брюсов);

- в рассказе «Сломанная шпага» Гильберта Честертона, где английский генерал, убивает шпагой честного английского майора, ломает шпагу в его теле, а, чтобы скрыть своё преступление начинает большое кровопролитное наступление и среди горы трупов прячет тело майора. Здесь патриотизм – последнее прибежище негодяя;

- рычажные весы с 125-граммовой пайкой хлеба в музее обороны Ленинграда, где сотруд-ники Всесоюзного института растениеводства, которые в блокаду остались в Ленинграде и спасли от уничтожения Вавиловскую коллекцию семян (многие килограммы зерна и тонны картофеля), не взяли ни щепотки зерён, ни клубня и умирали от голода;

- погромный патриотизм черносотенцев или казённый телеговорунов;

- Горящий Смоленск и горящий рейхстаг, Горящее сердце солдата (В. Высоцкий).

Сердце русского солдата будет гореть за своих детей, родных и близких, свой дом, родной язык, но не за состояния олигархов или «региональных баронов» - людей без националь-ности, иначе это российский ландскнехт.

Именно в этой этической конструкции полюсов притяжения и отталкивания находится патриотизм, а не в действиях мопассановской “пышки” или московских охотнорядцев, сегодняшних «Сорок сороков».

Но и в этой суровой конструкции не обходится без анекдотов:

- «Когда в России начинают говорить о патриотизме, знай: где-то что-то украли» (М. Салтыков-Щедрин);

- «Долг патриота - защищать свою страну от её правительства» (Томас Пейн);

- 40 тысяч солдат русской армии в 1814 году не вернулись из Франции, предпочли жить там, без русского крепостного права, на земле, женившись на фермерских дочках.

В XXI веке патриотизм в России может быть только национальным. Если доживёт Россия до XXII века, то возможно, её граждане в своей стране будут определять себя как «cives mundi».

Необходимо знать свой путь и обязательно его пройти!