В какую экономику зовет меня "ЯБЛОКО"

Меня зовут Ерлан Журабаев, я публицист, аналитик, работал в политических и экономических изданиях. А сначала, после МГИМО, девять лет был на дипслужбе в центральном аппарате МИД, посольствах и генконсульствах. Довелось поработать в «Лукойле и «Русале», так что повадки монополий знаю не понаслышке. Написал авантюрный ироничный роман с философской подложкой о дистрибуции Сверху счастливых и несчастных случаев – «Флирт-стрит, Moscow».

Почему я стал убеждённым сторонником «Яблока»? Две веских причины. 1. Это единственная партия, которая за свою уже долгую (для новой России) историю никогда не обманывала, проявляя принципиальность и бескомпромиссность, порой казавшуюся мне даже избыточной. 2. Партия предлагает экономически аргументированный и при том конституционный вариант выхода из системного кризиса, объединяя вокруг себя инакомыслящих – точнее здравомыслящих, не желающих слушать бесконечные медвежьи сказки про белого бычка и маршировать строем. Вместе нам есть, что предложить обществу, где политика вконец задавила экономику и элементарную порядочность.

Мой товарищ по Фейсбуку, классный переводчик английского, написал в комменте к моему посту о яблочниках: «Ерлан, если Явлинский действительно хочет сделать что-то приличное, пусть напишет экономическую программу, альтернативную Кудринской. Он 25 лет только всех критикует, но сам ничего не делает».

Мне стало обидно и я ответил: «А как оппозиции "делать", если она не у руля даже близко, и её напрочь замалчивают подчиненные государству крупные СМИ, а само государство давит сапогом любые побеги инакомыслия - на самом деле здравомыслия? Критиковать жёстко, по существу, последовательно – тоже дело, требующее гражданского мужества, ума и энергии. На самом деле, Явлинский написал «500 дней» и ушел из власти, когда программу не приняли в надлежащем виде. Таких примеров (ухода по собственному принципиальному решению) нет в современной России. Кстати, у «Яблока» есть партийная платформа, а там внушительный экономический раздел. То, что широкой публике это неизвестно, вовсе не вина Явлинского, а его беда. Власть подмяла под себя масс-медиа, смяв качественную политжурналистику. Вот теперь перед выборами "Яблоко" получило хоть какие-то допвозможности популяризировать свои взгляды».

Фейсбучный спор продолжился. Мой друг: «Оппозиция должна предлагать альтернативную программу избирателям. Есть интернет и партийная печать. Если нет партийной печати, есть партагитаторы. Надо идти к людям и разговаривать. Но до этого нисходить у нас не любят».

Я ему: «Нет, они ходят и разговаривают активно. Но это же не ЕР и даже не ЛДПР по числу партагитаторов. На самом деле и в Фейсбуке есть ряд страниц "Яблока" – например: Партия Яблоко, Яблоко – сторонники. Было бы желание читать…. Не зря к «Яблоку» примкнули Геннадий Гудков и Владимир Рыжков, теннисист Евгений Кафельников, лично я их всех уважаю».

Написал и подумал, что неплохо бы самому в яблочные взгляды на экономику получше вникнуть. Партийная платформа, особенно по экономике, – верный критерий для оценки партийного качества. Важно не только какие у организации лидеры, но и куда они зовут и насколько реалистичны призывы. Медведи ведь тоже зовут в светлые дали, но они 16 лет у руля, а дали отдалились и текущий момент помрачнел. Да и словеса у них – сплошной пафос, прикрывающий застарелую идейную импотенцию. За нищающую державу реально обидно, ведь есть в ней какие-никакие выборы, как же такие долговременные безобразия возможны?! Уверен, что телевизор лишь временно победил холодильник и уже сдаёт свои позиции.

Вот и пишу, глядя в «Предвыборную программу «Яблока» – «Уважение к человеку». Есть там обширный и весьма конкретный раздел «Честная и эффективная экономика» – позволяю себе самую мелкую и бережную стилистическую правку, поджимая текст для популяризации. Всё, что от себя (не из программы) – даю курсивом. Если сокращаю существенно, ставлю: (…). Текст при всех сокращениях получился объёмный. Но, друзья, для того, чтобы о чём-то судить, надо сперва вдумчивые усилия приложить. Тем более, что с погружением в яблочные взгляды у многих появится ощущения сопричастности и исторического оптимизма. На самом деле хорошего текста много не бывает, а обрывками банальностей мы сыты по горло.

В нынешней России политика задушила экономику (ёмко, чёрт возьми, и предельно точно охарактеризован текущий момент!)

Несмотря на беспрецедентные финансовые возможности, в РФ так и не создана эффективная экономическая модель. Страна за эти годы стала в еще большей степени сырьевым придатком США, Евросоюза и Китая. (Вся «стратегия» власти – это т.н. развороты, чьим бы придатком стать. Вот теперь решили перестроиться на сырьевое обслуживание китайских и других азиатских потребностей, хотя цены китайцы нам выкатывают не европейские, пользуясь тем, что мы сами себя загнали в угол, под санкции и ужались на традиционных сырьевых рынках. А надо ещё трубы прокладывать в восточных направлениях, склады, зернохранилища возводить – всё это очень большие деньги). Российский рубль так и остался производной от цены на нефть. Рынок существует, но без здоровой конкуренции, свирепствуют монополии.

Если во главу угла ставят силовое присутствие в мире, борьбу за сферы влияния, то это определяет экономические приоритеты – производство вооружения, концентрация в руках государства сырьевой ренты… Разговоры об экономической демократии, благоприятном инвестклимате, поощрении иностранных инвестиций становятся пустой риторикой. Это означает конфронтацию с существующими центрами силы – не только с Западом, но и на определенном этапе с Китаем, исламским миром, со случайными противниками. Все союзы в этой модели являются ситуативными. Никаких «стратегических союзников» нет и быть не может.

Если же во главу угла ставится модернизация, то приоритет отдается накоплению капитала, поддержке любых форм частной инициативы... Очевидно, что это невозможно без запрета на концентрацию власти, без разделения властных функций… Во внешней политике это означает акцент на создание условий для экономического развития, минимизацию участия в конфликтах… Никакая военная мощь не гарантирует безопасность. Без современных ресурсов, понятие независимости становится условным.

Собственность

Строй, основанный на Конституции 1993 года, стал формой закрепления у власти номенклатуры советского типа, использовавшей новые экономические условия для перевода активов страны в личное пользование и распоряжающейся как своей собственностью тем, что осталось в руках государства. Крупный бизнес был создан с помощью сомнительной ваучерной приватизации и раздачи собственности на основе коррупционных схем через так называемые залоговые аукционы… В итоге – всеобщее недоверие к частной собственности.

По мере ухода в историю реформ 1990-х их результаты, в особенности приватизация крупной собственности, не становятся более законными и справедливыми в глазах общества, которое с радостью встречает рейдерство по отношению к новым богачам и отъем у них активов чиновниками и силовиками. Недоверие к частной собственности ведет к ее непрерывному переделу и распространяется на мелких и средних собственников. Сегодня в РФ не существует гарантий ни для владельца крупной компании, ни для собственника квартиры или дачного участка. Все что угодно в любой момент может быть отобрано...

Важнейшие рычаги управления государством остаются в руках олигархических групп. Поэтому принимаются решения, не позволяющие сформировать современный средний класс – главную силу, заинтересованную в реальной демократии и модернизации. Олигархи только внешне похожи на предпринимателей. Различие между ними принципиально: олигархия зарабатывает деньги за счет близости к власти, слияния с ней. Это дает привилегии и преференции, без которых она работать не умеет. Олигархия нуждается в неравенстве перед законом.

«Яблоко» же предлагает согражданам вместо олигархического народный капитализм. И, главное, предлагает реальные пути продвижения к заявленным целям:

- введение единовременного компенсационного налога на сверхкрупные доходы, полученные от приватизации важнейших активов в ходе залоговых аукционов. Компенсационный налог рассчитывается как процент от чистой прибыли, полученной собственником приватизированного имущества. После его выплаты вопрос о законности приобретения имущества нынешним хозяином закрывается, принимаются правовые акты о признании сделок по приватизации 1990-х годов законными (кроме тех, где были тяжкие преступления против личности). Таким образом, исключаются спекуляции на документах «смутного времени».

- …тот же принцип должен быть применен и для легитимизации собственности, приобретенной (…) с существенными нарушениями налогового законодательства. Гарантии права собственности на деньги и активы, приобретенные некриминальными методами, но без уплаты налогов, могут быть предоставлены в обмен на некоторые ограничения при их использовании;

- прозрачные механизмы приватизации госкомпаний через размещение акций на публичном рынке капитала с одновременным введением ограничения на консолидацию акций. Аналогичные механизмы необходимо использовать при передаче по наследству, перепродаже, слиянии и поглощении крупнейших государственных предприятий, приватизированных в 1990-е и 2000-е годы. Ни один гражданин или семья не должны владеть более чем 10% акций предприятий, которые они сами не создавали. В результате мы существенно увеличим число миноритарных акционеров с гарантированными правами на прибыль и участие в управлении компанией;

- отмена нормативных актов, допускающих внесудебный снос как нестационарных объектов, так и объектов капитального строительства, отмена части 4 статьи 222 Гражданского кодекса РФ.

Бюджетная политика

На федеральном уровне более 30% всех расходов бюджета – это вооружение, армия, спецслужбы, полиция, другие силовые структуры. Расходы на образование и медицину составляют лишь по 3-5%, на культуру и вовсе 0,6%. И доля этих статей расходов в федеральном бюджете уменьшается. Значительная часть обязанностей в социалке спущена на регионы без обеспечения необходимым финансированием… Исполнение бюджета почти не контролируется обществом и парламентом.

Мы предлагаем сменить приоритеты бюджета. Главными должны стать: здоровье граждан (медицина, экология, массовый спорт); гуманитарное развитие (образование, наука, культура); обустройство страны (инфраструктура ЖКХ, транспорт, коммуникации)…Чтобы изменить таким образом бюджетную политику, необходимо:

- …отказ от милитаризации; увеличение расходов на образование и науку, здравоохранение, культуру и искусство, массовый спорт; сокращение расходов на содержание бюджетных «кормушек» (госкорпораций и т. д.), административной системы;

- перестройка бюджетных отношений так, чтобы обеспечить финансовую самостоятельность региональных и местных бюджетов, чтобы сократить встречные финансовые потоки и число дотационных регионов и, как следствие, транзакционные издержки;

- передача Госдуме, законодательным собраниям субъектов РФ и представительным органам муниципальных образований полномочий подготовки и принятия бюджетов;

- создание прозрачной системы расходования бюджетных средств, исключение необоснованных расходов, нецелевых проектов, направление освободившихся средств на социальные программы. Нужно ограничить бонусы топ-менеджеров в госкорпорациях и повысить уровень открытости бюджетных данных для организаций, получающих средства из бюджета.

Противодействие росту цен

Рост цен – наиболее чувствительная для граждан составляющая экономического кризиса, который продолжается с 2014 года. Основной причиной роста цен, как и главной причиной всего кризиса, были и остаются ошибочные действия президента и правительства. Наиболее серьезный скачок цен произошел после указа президента о запрете на ввоз в РФ многих продуктов из Евросоюза, Норвегии, Австралии, США и Канады…

Насколько это решение помогло отечественному производителю – вопрос открытый. Так, производство молока в 2015 году не выросло, а сократилось на 10 тыс. тонн, а по итогам 2016 года ожидается снижение производства почти на 700 тыс. тонн. Уменьшилось поголовье крупного рогатого скота… Между тем дефицит того же молока, по официальным данным Минсельхоза, составляет ежегодно 8 млн тонн. В таких условиях продавцы, естественно, задирают цены...

…Необходимо думать о поддержке не только отечественного производителя, но и покупателя. Если люди не смогут приобретать нужное количество продуктов, это не позволит развиваться и производственной сфере. Поэтому важнейшая часть экономической стратегии «Яблока» – это борьба с ростом цен и инфляцией… И предложения по выходу из кризиса должны основываться на сокращении этого роста и снижении процентной ставки за счет оптимизации издержек.

Первый шаг по сдерживанию цен – отмена «антисанкций», которые называют «самосанкциями», потому что, введя продуктовое эмбарго, президент Путин прежде всего ударил по уровню жизни. Необходимо вернуться к цивилизованной торговле с внешним миром, обеспечив доступ качественных продуктов из разных стран, а не суррогатов из пальмового масла и «белорусских креветок». Второй, после «самосанкций», причиной роста цен в России является потворство руководства страны им же созданным крупным монополистическим корпорациям. Отсюда следующий шаг: мораторий на рост тарифов естественных монополий и пусть ценой сокращения их прибыли подавить рост цен. Сократить издержки монополий и избавить их от непрофильных активов. Компании типа «Газпрома» не имеют права повышать цены и в то же время расходовать деньги на иностранные футбольные клубы, убыточные СМИ и заоблачные зарплаты высшего руководства. Необходимо обеспечить прозрачность и обоснованность тарифов.

Через принадлежащие государству нефтяные компании и их автозаправки не позволять расти стоимости бензина. Снижение цен госкомпаниями на несколько процентов вынудит остальных нефтяников приостановить рост и включиться в процесс снижения. То же касается компаний в других отраслях. Такая стратегия невозможна без политической воли народа, без смены руководства, отставки приближенных к первому лицу глав госкомпаний и госкорпораций.

Третий шаг: поощрение конкуренции на рынке и сильная антимонопольная политика. Защита малого и среднего бизнеса – как в сфере производства, так и в торговле, чтобы покупатель в больших городах не зависел от сговора нескольких крупных сетей. Обеспечение максимально прямого пути товара от производителя к потребителю. Жесткое ограничение арендных ставок на муниципальные помещения, используемые мелким и средним бизнесом в сфере обслуживания.

В-четвертых, необходимо приостановить действие всех решений о введении новых налогов и сборов, принятых или вступивших в силу после 1 января 2015 года.

В-пятых, принять комплекс мер по сокращению социального расслоения между богатыми и бедными, на уменьшение разрыва в доходах внутри государственного аппарата...

(…)

Наконец, седьмой шаг – это совместная борьба власти и общества с коррупцией и создание современного, отделенного от управления бизнесом государства. Вопрос впрямую относится к росту цен: все даваемые взятки включаются потом в стоимость товаров и услуг.

Когда эти шаги приведут к резкому замедлению инфляции в условиях кризиса, снижение ЦБ кредитной ставки станет действенным инструментом развития экономики, уже не столько за счет нефти и газа, сколько за счет доступности кредитов для несырьевого предпринимательства. Вместе со снятием санкций и возвращением иностранных инвестиций это позволит быстро перейти от падения экономики к ее росту…

Развитие предпринимательства

В России уничтожается независимое малое и среднее предпринимательство… Разворачиваются кампании «зачисток» мелкорозничной торговли под разными предлогами. Это приводит к увеличению цен на товары… Рост фискальной нагрузки заставляет бизнес уходить в тень. Предпринимательская активность ограничена множеством факторов: отсутствие независимого суда, административный произвол и коррупция, рейдерство, недействующие законы. Лучший способ создать собственный бизнес сегодня – отнять его у другого… В результате вклад малого бизнеса в экономику РФ на порядок меньше, чем в развитых странах. Нужны системные реформы:

- прекращение передела собственности, расследование обращений о рейдерских захватах;

- мораторий на ликвидацию любых субъектов малого бизнеса, за исключением случаев доказанных судом уголовных преступлений. Отмена противоречащих Конституции решений о внесудебном сносе объектов. Проведение расследования по всем внесудебным сносам;

- запрет на арест предпринимателей по экономическим статьям; возвращение порядка возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям исключительно по заключению налоговых органов;

- введение персональной ответственности чиновников за воспрепятствование развитию малого и среднего бизнеса и поощрение за создание условий и развитие конкуренции. С целью пресечь поборы и незаконные проверки ввести оценку контролирующих органов не по собранным штрафам, а по количеству устраненных правонарушений; привлекать предпринимателей к ответственности только за сознательное нарушение, а не за допущенную ошибку.

- снижение налоговой нагрузки на малый бизнес за счет пропорциональных страховых взносов для индивидуальных предпринимателей в виде процента от оборота или прибыли; освобождение малого семейного и микробизнеса от уплаты всех налогов, кроме подоходного.

– обеспечение имущественной поддержки малого бизнеса, в том числе через стабильную и непрерывную аренду государственного и муниципального имущества; введение рассрочки до десяти лет для выкупа арендуемого помещения; льготы по арендной плате для социально значимых и научно-производственных, инновационных предприятий малого бизнеса.

- обеспечение доступных и долгосрочных кредитов для субъектов малого бизнеса, формирование для него при поддержке государства соответствующей инфраструктуры:

а) логистических центров по переработке, упаковке и доставке потребителям (малые торговые магазины, павильоны, рынки) продукции малых производств и фермерских хозяйств;

б) «народных» торговых комплексов и рынков с долевым участием малого бизнеса, электронных бирж, ярмарок и выставок продуктов интеллектуальной деятельности, сельхозпродукции, товаров местного производства, стимулирующих производство и реализацию товаров без посредников.

- создание правовых механизмов реального участия экспертного и профессионального сообществ в разработке и принятии решений, касающихся МСБ: передача части полномочий по контролю в сфере предпринимательской деятельности массовым союзам производителей товаров, услуг и работодателей; повышение роли общественно-экспертных советов по малому и среднему предпринимательству при органах власти при принятии нормативных правовых актов, затрагивающих бизнес.

Развитие туризма (неожиданный для меня раздел, как оказалось, вполне оправданный, привожу его в сильно сокращённом виде)

Развитые страны давно формируют заметную часть ВВП за счет въездного туризма. Между тем туризм в РФ занимает 181-е место в мире по прямому вкладу в ВВП… Страшными ударами по туризму стали санкции, приостановка переговоров о безвизовом режиме, запреты на полеты российских самолетов в Египет и Турцию. Доля туризма в ВВП с 2007 по 2015 год сократилась более чем в четыре раза – с 6,6% до 1,5%. Вместе с тем падение курса рубля открывает дорогу для привлечения туристов из-за рубежа.

Туризм может быть важным локомотивом, выводящим страну из экономического кризиса, дающим простор для частной инициативы, создающим новые рабочие места, приносящим налоги в бюджеты разных уровней. Въездной туризм может стать важнейшим инструментом для возрождения лубинки. Это единственная, вместе с внутренним туризмом, точка роста для малых городов, где нет промышленности. Туристическая отрасль является лидером по степени мультипликативного влияния на экономику.

Есть в программе большой социальный раздел, естественным образом связанный с экономикой. Он называется СТРАНА РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ:

Работа и оплата труда

Социально-экономические преобразования, проводившиеся на протяжении последних 25 лет, привели к радикальным изменениям структуры собственности, а также в области труда и занятости граждан. Результатом этих процессов стала девальвация труда как ценности, массовые задержки выплаты заработной платы; нарушения законов о продолжительности рабочего времени и норм, касающихся найма и увольнения работников; дискриминация по основаниям пола, возраста, национальности, места жительства, инвалидности, наличия детей; нарушение прав на объединение в профсоюзы и ведение коллективных переговоров, разрушение системы профессионального образования.

…Наши приоритеты в сфере труда и занятости:

- формирование модели трудовых отношений, основанной на признании значимости наемных работников в развитии экономики и всего общества, совершенствование механизмов досудебной защиты трудовых прав, широкое правовое просвещение граждан; устранение ограничений на право свободно создавать и вступать в профсоюзы, заключать коллективные договоры;

- возвращение профсоюзам права на объявление забастовок, в том числе забастовок солидарности, реальный запрет на использование заемного труда; ужесточение ответственности работодателя за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, в том числе за принуждение работника к увольнению;

- восстановление института страхования от потери работы; установление минимального размера пособия по безработице не ниже прожиточного минимума, а максимального – в размере двух прожиточных минимумов;

- повышение минимальной зарплаты до прожиточного минимума, при этом МРОТ должен отсчитываться от средней зарплаты по региону и составлять не менее 50% от нее.

Регулирование миграции (при ужесточении доступа на рынок труда РФ, обеспечиваются равные права для тех, кто получит такой легальный доступ)

Проблема массовой миграции остро воспринимается гражданами: в мигрантах видят конкурентов на рынке труда, людей, чуждых российской культуре, источник потенциальной угрозы на улицах. Мы уверены, что решение проблем миграции – в системной борьбе с коррупцией, создании правового государства… изменении социальной и демографической политики государства.

Мы видим следующие пути урегулирования проблем, связанных с миграцией:

- сокращение нелегальной миграции, трудовой мигрант может рассчитывать на работу в том случае, если соответствующие вакансии не заполняются гражданами принимающего государства;

- борьба с коррупцией, публичное раскрытие информации о вакансиях для трудовых мигрантов, уровне оплаты и условиях труда, введение норм, запрещающих работодателю принимать на лиц без договора медицинского страхования и норм, обеспечивающих минимальное социальное благополучие для трудовых мигрантов за счет нанимателя;

- законодательное закрепление статуса и прав мигрантов: они должны пользоваться теми же правами при найме, что и граждане принимающего государства;

- «миграционная амнистия», предоставление гражданства переселившимся соотечественникам;

- воссоздание Федеральной миграционной службы как самостоятельного гражданского органа...

Налоговая политика

…Наряду с действующим Налоговым кодексом существует параллельная налоговая система из нескольких десятков платежей, аналогичных налогам и сборам, которые устанавливаются непублично подзаконными актами. Неэффективная система распределения налоговых доходов не обеспечивает финансовую самостоятельность региональных и местных бюджетов. Состояние бюджетной системы можно назвать унитарным бюджетным регулированием: принцип бюджетного федерализма не соблюдается, мложилась чрезмерная централизация налоговых доходов на федеральном уровне... Большую часть доходов местных бюджетов составляют трансферты из бюджетной системы РФ в виде дотаций, субсидий, субвенций.

Фискальная нагрузка должна быть снижена. При ее расчете надо в обязательном порядке учитывать социальные страховые платежи, которые создают нагрузку именно на работодателя. Необходимо создать единый реестр неналоговых платежей, определить единые правила их установления и взимания. Данные, используемые для расчета налоговой нагрузки, должны находиться в свободном доступе для обеспечения общественного контроля.

Сложилась уникальная ситуация: цены на нефть существенно снизились, а на моторное топливо продолжают расти. В цене моторного топлива более 60% – это налоги (НДПИ, акциз, налог на добавленную стоимость и на прибыль). Налоговую нагрузку в цене на топливо необходимо постепенно снижать… Транспортный налог надо полностью отменить, его функцию выполнят акцизы – по принципу «Больше ездишь – больше платишь».

Государство должно отказаться от повышения налоговой базы через завышение кадастровой стоимости относительно рыночной. Увеличение фискальной нагрузки не должно осуществляться такими «мошенническими» способами. Вопрос налогообложения является публичным…

…Необходимо законодательно установить материальную ответственность организаций, осуществляющих оценку кадастровой стоимости, за ущерб, причиненный неправильной оценкой и предусмотреть механизм, исключающий увеличение налога в результате улучшений, произведенных текущим собственником. Предусмотреть возможность совмещения на одном участке различных видов использования (например, земля под домом – жилищное строительство, а остальная – для ведения хозяйства). Это позволит сократить налог для тех граждан, которые в основном живут за счет своих огородов.

Плоская шкала налогообложения – наиболее адекватна сложившейся социально-экономической ситуации. При другом экономическом положении страны, уровне жизни людей и состоянии бизнеса можно будет вести речь о прогрессивной шкале налогообложения. (Честно сказать, лично мне плоская шкала очень не нравится с любыми объяснениями. По-моему, этот резонансный вопрос требует дальнейшей проработки).

Необходимо введение необлагаемого минимума зарплаты, с которой налоги не взимаются.

В плане усиления борьбы с офшорами Россия должна принять выработанный ОЭСР Стандарт автоматического обмена информацией о финансовых счетах в области налогообложения – к апрелю 2016 года к этому документу присоединились 80 стран.

Необходима оценка тарифной нагрузки в российской экономике – насколько обременительными для бизнеса являются затраты на оплату услуг естественных монополий.

Микробизнес необходимо полностью освободить от уплаты каких-либо налогов и сборов, чтобы простимулировать предпринимательскую активность. По мере его перерастания в малый бизнес у государства еще будет возможность получить доходы.

Требуется обеспечить стабильность налоговой системы. Неопределенность в значительной мере предопределяется частыми и далеко не всегда обоснованными изменениями налогообложения.

Пенсии и социальная защита

Основой стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации должна быть понятная и прозрачная пенсионная формула. (…) Бюджет Пенсионного фонда не может быть сбалансирован только за счет страховых взносов, необходимо рассмотреть другие источники его наполнения, такие как доходы от продажи природных ресурсов и перераспределение средств федерального бюджета… Принятие такой реформы должно быть результатом общественного договора, который возможен только после всенародного обсуждения. Соответствующая стратегия должна рассматриваться не на 15-20 лет, а на 50 и более, с тем, чтобы правила жизни миллионов людей не менялись по нескольку раз в десятилетие.

Мы категорически против повышения пенсионного возраста до тех пор, пока в стране не будет в 2-3 раза повышен МРОТ, пока не будут внедрены механизмы повышения заинтересованности работника в получении зарплаты «по-белому», пока не будет значительно снижен уровень безработицы, а средняя продолжительность жизни не повысится до европейского уровня.

Необходимо создание Фонда старшего поколения для выплаты пенсионных надбавок наряду с Пенсионным фондом. Накопительная и социальные пенсии должны быть отделены от трудовой пенсии и составлять отдельную систему без участия Пенсионного фонда РФ.

Нужен пересмотр пенсионной системы для государственных и муниципальных служащих: пенсионное обеспечение рядовых граждан и чиновников должно быть одинаковым. Размер пенсии должен составлять не менее 40% заработка за 30 лет стажа, как того требует Конвенция Международной организации труда № 102.

Минимальную пенсию следует довести до размера прожиточного минимума, установив его с учетом социальных стандартов обеспечения жизнедеятельности, что приведет к увеличению прожиточного минимума на 60-80%. Необходимо также увеличение объема продуктов питания, включаемых в минимальную потребительскую корзину, до уровня физиологической нормы, определяемой независимыми учеными, а не чиновниками.