Андрей Бабушкин о состоянии санитарно-эпидемиологического контроля в Москве
Санитарно-эпидемиологическое благополучие людей не может быть коммерческой деятельностью.
Проблемам санитарно- эпидемиологического благополучия москвичей было посвящено мое посещение ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве" (далее мы будем называть его Центром) и встреча с директором Центра Александром Валентиновичем Ивановичем.
Центр – главный страж санитарного и эпидемиологического благополучия москвичей. Его посещение показало безрадостную и крайне тревожную картину.
Несколько лет назад все надзорные функции за санитарной безопасностью строительных работ и строительных материалов переданы Минстрою. Служба Роспотребнадзора отстранена и от надзора за строительством, и от контроля за строительными материалами. Заключения о санитарной безопасности материала – сложное профессиональное исследование - заменено декларацией, в которой производитель на глазок определяет, есть ли в краске, кирпиче, клее и других материалах опасные добавки, или нет.
Центр может проверять строителей только по жалобам населения на внешнюю среду, шум, вибрацию, показатели микроклимата в помещении.
Сложности возникают и при осуществлении производственного контроля, так как государство возложило контроль безопасности продукции на самого поставщика товаров и услуг, в т.ч. и безопасности для здоровья человека продуктов питания. После этого с Центра было снято согласование программы производственного контроля. Между тем, в развитых странах, где граждане обеспокоены состоянием своего здоровья, расходы на такой контроль составляет от 3 до 7 % от стоимости продукции (у на- менее 0,1 %) и уже заложена в ее себестоимость.
Коммерческие организации, обладающие хорошими деньгами, но не имеющие ни специалистов, ни исследовательской техники, без труда получают аккредитацию для осуществления производственного контроля.
Осуществление санитарного контроля по конкурсу, в котором побеждает не тот, кто делает работу лучше, а тот, кто выполняет ее дешевле, привел к тому, что Роспотребнадзор оказался отстранен, например, от контроля качества водопроводной воды. Ранее МОЭК закладывал до 90 млн. руб. на контроль качества воды. Однако после того, как 3-4 года назад данные работы стали выполняться на конкурсной основе, эти конкурсы выигрывают коммерческие организации, не имеющие необходимых лабораторий. В итоге они все равно приходят в Центр, пользуются его лабораториями, но вся прибыль остается у них. Центр вынужден сам зарабатывать деньги для того, чтобы осуществлять те исследования, которые он должен выполнять бесплатно.
Снижаются качество и объемы исследований. Например, Центр проводит исследование воды по 98 показателям, например выявляются легионеллы, бактерии, вызывающие «болезнь легионеров» понтиакскую лихорадку. Эти бактерии характерны для систем кондиционирования, спа, систем водоснабжения, хорошо переносят температуру в 55 градусов (температура подачи через водопровод горячей воды) и погибают при температуре воды в 75 градусов. Но для МОЭКа нагрев воды на каждый градус – огромные расходы, в связи с чем компания заинтересована в том, чтобы пользоваться услугами не Центра, а более дешевой и покладистой коммерческой компании.
Организации, получающие право на осуществление надзора, в том числе и Центр, проходят аккредитацию в Роаккредитации.
Из Росакредитации аккредитировать Центр пришли специалисты … по лифтовому хозяйству, которые хотя и имеют хорошую подготовку в сфере аккредитации, однако не являются врачами и не знают тех деталей, без которых аккредитация может превратиться в формальность. Благодаря этому аккредитацию в сфере санэпиднадзора получают организации, не имеющие лабораторий, которые приглашают лаборатории на аутсерфинг.
Одновременно было отменено и лицензирование в сферах дератизации , дезинсекции и дезинфекции. Наряду с ФГУП Московский городской центр дератизации(МГЦД) борьбу с крысами ведут многочисленные коммерческие структуры, которые, хотя и работают с ядами, однако не подлежат лицензированию примерно уже 6-7 лет. Часто уничтожение ими крыс происходит только на бумаге. Так, после потравы крыс, образцы погибших грызунов они должны доставлять в Центр для мониторинга на наличие в грызунах опасных инфекций. Однако за последний год из районов СВАО ни разу не привозили образцы погибших крыс и мышей для контроля инфекции, хотя уже 2 года по Москве идет сплошная дератизация.
Проводится в Центре экспертиза сотовых операторов связи. Точнее говоря, таких экспертиз 2. Первая, Р-1, касается определения, куда будут направлены поля. Вторая, Р-2, касается практической работы антенн связи, в первую очередь замеров излучения. Такой замер производится не только в рабочее, но и в пиковое по нагрузкам для связи, в основном пиковое время.
Между прочим, мобильные телефоны также не сертифицируются, а подлежат только декларированию о соответствии, то снижает уровень их безопасности. В развитых странах практически невозможно получение левых деклараций на соответствие. У нас же такой надзор оказался в сфере коммерции.
Мостройнадзор имеет лабораторию по замеру воздуха, однако контроль а медленные яды не производится, кирпич, бетон, линолеум, краски, клеи на контроль не берутся. В бетон загоняют аммиак, чтобы бетон быстро не застывал зимой. В дальнейшем этом аммиак медленно выделяется, отравляя здоровье людей. Не учитывает ведомственный контроль и сочетанное воздействие на организм человека.
Мы договорились с руководством Центра, что я и партия «Яблоко» окажем действенную помощь в защите здоровья людей от неблагоприятного санитарно-эпидемиологического воздействия.
Естественно, что при наличии депутатских мандатов таких возможностей у нас будет на порядок больше.