За расширение прав местного самоуправления в Москве

Обращение мэру Москвы Сергею Собянину, председателю Московской городской Думы Алексею Шапошникову, депутатам Московской городской Думы

29 декабря 2021 года Московская городская Дума внесла изменения в Закон города Москвы от 06.11.2002 г. № 56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве» согласно которому численность депутатов представительного органа муниципального округа определяется относительно численности избирателей и не может быть:

  1. менее 10 и более 12 депутатов - при численности избирателей муниципального округа менее 50 тысяч человек;
  2. менее 10 и более 15 депутатов - при численности избирателей муниципального округа от 50 тысяч до 100 тысяч человек;
  3. менее 12 и более 20 депутатов - при численности избирателей муниципального округа от 100 тысяч до 170 тысяч человек;
  4. менее 12 и более 25 депутатов - при численности избирателей муниципального округа свыше 170 тысяч человек.

Данное изменение всего через месяц после его принятия уже приводит к серьезным негативным последствиям для органов местного самоуправления города Москвы.

В районах города начинается массовое сокращение представительства в органах местного самоуправления: число депутатов снижается по сравнению с существующей нормой представительства (один депутат на большее количество избирателей нежели в действующих созывах), либо, зачастую, запускается процесс внесения изменений в уставы о снижении представительства по нижнему порогу.

Например, в муниципальном округе Коптево уже принят проект о сокращении количества депутатов с 15 до 12, в Таганском – о сокращении с 15 до 10; в Строгино планируется сокращение с 16 до 12, а в Перово с 15 до 12.

В муниципальном округе Якиманка из-за внесенных в Закон изменений количество депутатов сократится с 21 до 10, а также отменяется право избирателей избирать депутатов по партийным спискам.

Адекватное представительство – основа любого демократического государства и непременное условие осуществления гражданами права на местное самоуправление.

Весь опыт существования органов местного самоуправления в городе Москве, начиная непосредственно с 1991 года, со всей очевидностью показывает прямую взаимосвязь между эффективностью депутатской деятельности и количеством горожан, интересы которых депутат представляет.

Сокращение количества депутатов в представительных органах местного самоуправления снижает доступность органов публичной власти для граждан, особенно в ситуации, когда основным связующим звеном между гражданами и исполнительной властью города де-факто являются муниципальные депутаты. Депутат может контролировать капитальный ремонт, благоустройство, работать с обращениями граждан, представлять их интересы в переговорах с органами власти, и чем выше порог одного депутата на количество избирателей, тем меньше возможностей у депутатов представлять реально интересы граждан

При этом данные поправки, внесенные Московской городской Думой без детальной проработки и оценки проекта, идут в разрез с нормами представительства, предусмотренными Федеральным законом от 06.10.2003 г № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” для регионов России:

  • 7 человек – при численности населения менее 1000 человек;
  • 10 человек – при численности населения от 1000 до 10000 человек;
  • 15 человек – при численности населения от 10000 до 30000 человек;
  • 20 человек – при численности населения от 30000 до 100000 человек;
  • 25 человек – при численности населения от 100000 до 500000 человек;
  • 35 человек – при численности населения свыше 500000 человек.

И, несмотря на всю критику в обществе и в профессиональных кругах проекта закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти», федеральный законодатель в данном вопросе придерживается правовой преемственности, лишний раз подчеркивая необходимость эффективной связи депутатов и граждан на самом важном уровне – местном – уровне публичной власти.

Установленные законом города Москвы нормы катастрофически снижают возможности москвичей на участие в местном самоуправлении, и демонстрируют все более усиливающуюся тенденцию городской исполнительной власти на узурпацию всех властных полномочий и сокращению инструментов влияния органов местного самоуправления и жителей города на все аспекты городской жизни.

Московское отделение РОДП «Яблоко» выражает свою крайне негативную оценку происходящему в городе снижению роли местного самоуправления, и отмечает, что выбранный городскими властями путь приведет к еще большему отрыву мэрии от нужд граждан, так как никакие псевдоинструменты типа «Активного гражданина» и назначенных чиновников не заменят избранной самими людьми местной власти. Превращение местного самоуправления в «свадебного генерала» приведет к нарастанию социальной напряженности в городе и принятия решений в пользу ограниченной группы лиц, а не москвичей.

В связи с этим, и учитывая последнее высказывание мэра Москвы, что он считает, что депутаты местного самоуправления «лучше других знают, что действительно хотят их избиратели-москвичи», московское отделение партии «Яблоко» предлагает:

  1. Московской городской Думе – отменить принятую предельную численность депутатов представительных органов местного самоуправления муниципальных округов Законом города Москвы от 29.12.2021 г. № 39 «О внесении изменений в Закон города Москвы от 06.11.2002 г. № 56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве» и рассмотреть вопрос о приведении ее к нормативам, заложенным федеральным законодателем в проект Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти»
  2. Мэру Москвы С.С. Собянину – принять все возможные меры к расширению представительства граждан в органах местного самоуправления с помощью увеличения предельной численности депутатов представительных органов местного самоуправления муниципальных округов.

 

Председатель регионального
отделения партии
Сергей Иваненко

 

Фото на обложке: Павел Лисицын/РИА Новости