Все ближе московские выборы. И по ходу этих выборов происходит некоторое обострение культа личности у мэра Москвы Сергея Собянина. О том, как именно происходит это обострение, рассказал Сергей Митрохин, председатель Московского регионального отделения ЯБЛОКА. А начал свой рассказ он с акции, ко которая прошла в стенах Центризбиркома:
Там было очень странно, я пришел вместе с москвичами, лишенными избирательных прав, они в свое время, когда-то очень давно были приглашены для работы в Москве по разным программам, врачи, учителя, строители. Их пригласил город, расселил в общежития, они работали на город честно. Потом вступил в силу Жилищный кодекс, где было написано: общежитий больше не должно быть, вы должны их расселить в новые квартиры. А город взял, общежития расформировал, людей не расселил. Построили для них дома, в них кого-то другого расселили, типа судей, прокуроров, чиновников, а их оставили жить в нежилом фонде. То есть у них нет ни регистрации, ни прав социального найма, ничего нет. Соответственно, нет избирательных прав. Я с ними давно работаю, я на эту тему беседовал с Валентиной Ивановной Матвиенко, она, кстати, подключилась к вопросу. Теперь мы дошли до Эллы Панфиловой. Потому что они лишены избирательных прав, получается, в России нет всеобщего избирательного права. Вначале получилось довольно смешно: они прошли своей группой в ЦИК, я чуть-чуть опоздал, на две минуты, меня не пускали, заблокирован был вход в ЦИК полицией. Потом, видимо, Элла Александровна вмешалась в ситуацию, меня не только пустили, она сама пришла к нам. Вместе мы провели целый час в очень содержательном диалоге. Она сказала, что даст поручение аппарату обеспечить возможность голосования 10-го числа для этих граждан. Самое главное, она обещала вспомнить свой опыт работы уполномоченным по правам человека и помочь им по существу восстановить справедливость. Это дело ее чести, поскольку невозможно, чтобы департамент городского имущества, который мухлевал с этим фондом сначала жилым, потом нежилым, потом опять жилым, но для других, чтобы из-за этого департамента в России нарушались избирательные права и в начале XXI века в столице России были люди, лишенные избирательных прав. Это совершенно немыслимая ситуация, я уже не знаю, кого я только не подключил, только президента осталось. Уже спикер Совета Федерации, председатель Центризбиркома. Не решается проблема, прочная самооборона московских чиновников. Они в свое время намухлевали, они за собой не хотят подтирать, поэтому приходится подключать всех первых лиц государства к этому, и все равно вопрос не решается. Мы живем в таком абсурдном мире, к сожалению.
На вопрос ведущей передачи, журналистки Елены Рыковцевой о том, чего именно добивается Собянин, лидер Московского ЯБЛОКА ответил так:
Это элементарные вещи, это учебники избирательных технологий. Перед выборами должно быть больше того, кто сам избирается или он двигает своих представителей в органы власти. Сейчас эти представители – это та же самая "Единая Россия". Правда, она себя не сильно афиширует, что она "Единая Россия", но это те же самые люди, они хотят переизбраться. Целый ряд технологий используется с этой целью. Есть технологии, связанные с понижением явки, потому что нет никакой рекламы официальной "идите на выборы" и так далее. Есть технология мобилизации подневольного электората, бюджетозависимого, учителей, пожилых людей. Это делается в специально отведенных для этого местах, не публично, только для них прицельно. Есть общая технология, что должен быть пиар, должна быть реклама. Поскольку у большинства москвичей накапливается сильное раздражение, недовольство деятельностью Сергея Семеновича, это недовольство весомо, грубо и зримо получает каждый день все новую подпитку, когда люди ходят, даже не только ездят в машинах, но уже и ходят в Москве, еще вдобавок с этой реновацией крайне сомнительной, двусмысленной, в этой ситуации надо испытанный способ – надо побольше говорить хорошего, побольше положительного. Как ни странно, это работает. Нам с вами и нашим радиослушателям не надо судить по себе, что для нас это все выглядит отталкивающе и мы еще хуже будем относиться к адресату этого пиара. Для большого количества людей, на которых это все рассчитано, это действует, это на подкорку влияет, поднимает мобилизацию электоральную. Не сильно, но есть еще другие методы мобилизации. Поэтому все они в совокупности дают тот результат, на который они рассчитывают.