Как вывести дом из реновации?

В Центре благотворительности и социальной активности «Благосфера» прошла вторая встреча активистов группы «Москвичи против сноса». Темой встречи стал актуальный для многих вопрос - как вывести дома из реновации? Для его обсуждения создатель группы Кэри Гуггенбергер пригласила Юрия Иванова и Варвару Грязнову из «Московского активиста» и активиста «Яблока» Игоря Бакирова. Игорь Бакиров последние три года является председателем совета дома в Бутово, где он живёт и за это время познакомился и с жилищным законодательством и с особенностями общения с чиновниками и жителями. По просьбе жителей домов из разных районов Москвы Игорь посетил десяток общих собраний собственников (ОСС) по выходу из реновации и в 9 случаях жителям удалось отстоять свои дома (в последнем случае, в Выхино, предстоит провести повторное собрание).

«Мы сегодня собрались для того, чтобы понять, что мы можем делать. И сейчас я уже представляю наши следующие шаги и думаю, что к концу августа мы разработаем и выложим «дорожную карту» по выводу домов из реновации. Там настолько всё перемешано, что сторонники реновации сами запутались. Есть дома, которые вошли или вышли из реновации по голосованию в МФЦ, по голосованию на сервисе «Активный гражданин», по ОСС. Для оспаривания вхождения в реновацию по каждому из этих вариантов – свой алгоритм. Хотя есть и единый для всех рецепт – проведение общего собрания собственников по выходу. А судиться, разбираться с допущенными нарушениями – это можно и чуть позже» – поделился Игорь Бакиров с корреспондентом Activatica.org.

Юрий Иванов из группы «Московский активист» свое выступление построил на примере проведения ОСС в доме, где живёт Кэри Гуггенбергер, откуда он вёл прямую трансляцию. Они показали различные нарушения, которыми сопровождалось собрание. К примеру, регистрация пришедших на собрание часто проводилась без предъявления паспорта и свидетельства о праве собственности или договора соцнайма, что недопустимо. Ну и чудные диалоги с засносовцами:

– На основании чего вы действуете? – спрашивают сторонники реновации

– На основании закона, жилищного кодекса, – отвечают им.

– Жилищный кодекс - это вы сами придумали, – не верят сторонники реновации.

Само по себе ОСС в доме у Кэри Гуггенбергер проходило незаурядно: помимо «Московского активиста» и Игоря Бакирова на него приехали многие известные лица: депутат Мосгордумы Елена Шувалова, лидер Московского "Яблока" Сергей Митрохин, множество журналистов. Дом был окружён полицией и жители соседних домов подходили полюбопытствовать – что там происходит. В результате, попытка провести ОСС за вхождение в реновацию провалилась, собрание было признано несостоявшимся.

«У нас было пять прямых трансляций («стримов»), во время которых мы активно противодействовали сносу, чуть ли не физически. И все эти пять домов не вошли в реновацию. А одному дому мы помогали дистанционно: люди нам написали и мы давали им юридические советы, и тоже спасли дом», - сказал Юрий Иванов.

Участники встречи по очереди рассказывали о том, с чем им приходилось сталкиваться на собраниях, которые они посещали, и на основании этого давали полезные советы. Варвара Грязнова рекомендует приглашать на ОСС юристов, если их нет среди самих жителей дома. Кроме того, собрание полностью стоит записывать на видеокамеру, а лучше вести прямой эфир: «И никто потом не скажет, что это нарезка». Ещё одно преимущество ведения прямого эфира - это то, что в случае нестандартной ситуации кто-то со стороны может вызвать наряд полиции. Бывает, что на собрание приходят агрессивные люди, начинают орать, хватать за камеру, препятствовать съёмке. И однажды полицию вызвали именно зрители прямого эфира.

Частое нарушение, с которым не раз приходилось сталкиваться активистам - бюллетени были заполнены еще до начала собрания, а его организатор приходит с уже заполненным реестром участников собрания. Так была, к примеру, в одном из домов на улице Мельникова. Часто собрание за снос не набирает кворума, но это можно выяснить только реальной проверкой полномочий пришедших на собрание - на одном из собраний оказалось, что больше половины пришедших просто не имеют юридического права в нём участвовать.

Юрий Иванов поделился наблюдением, что на любом собрании в любом районе есть 3-4 бабушки, которые готовы начать "базар" по любому поводу. Вообще к проведению собраний за снос почти всегда причастны общественные советники главы управы и сотрудники территориальных центров социального обслуживания (ЦСО).

Одно из частых нарушений - не выдержан срок в 10 дней об извещении о проведении собрания. Зафиксирован случай, когда об ОСС, назначенное на 23 мая известили всего за день, 22-го мая. Напомнили и о таком нюансе, как голосование нанимателями жилья по договорам социального найма. Оказывается, по закону наниматели могут голосовать только при наличии доверенности от города, выданной ГУ ИС, но такие доверенности редко кто берёт.

Для вывода своих домов из реновации Юрий Иванов считает первым и самым важным делом – выбрать своих депутатов в муниципальное собрание. «А второе – проводить через какое-то время повторное собрание собственников, только уже грамотно и с большинством, чтобы был кворум. Если вы не можете собрать людей, то это ваша недоработка. Надо ходить и агитировать, информировать, объяснять, что реновация в собянинском варианте, это когда люди заранее подписываются за снос и переезд неизвестно куда. Ни один здравомыслящий человек за это не распишется. На них действует пропаганда, массированное оболванивание населения. Людей надо просвещать на конкретных фактах – мы ездили снимали дома, куда переселяют, мы изучали законодательство. Людям надо объяснять, сколько стоит земля под их домом, куда вы переедете, как будут урезаны ваши права, какая там будет управляющая компания – а там заранее будет УК от застройщика и они не смогут назначить свою. Надо вести работу со своими соседями и переубеждать их – другого выхода нет». 

«Московский активист» предостерегает, что история с реновацией не закончилась, даже те, кто в неё не вошёл, не должны успокаиваться - их могут туда затащить. Для этого мэрия постоянно издаёт разные постановления. К примеру, в постановлении №497 есть пункт 4, который, по образному сравнению Варвары Грязновой «открывает ящик Пандоры». Речь идет о положении, позволяющем "переиграть" решение о выходе дома из программы реновации.

«Этим постановлением нечистоплотным сотрудникам управ и префектур появилась возможность надавить на собственников жилья из домов, которые вышли из реновации или решили туда не входить, чтобы те подали в управу жалобы на проведённое собрание собственников. Оказывается, это может являться основанием для того, чтобы снова попробовать включить дом в реновацию. Уже были случаи попыток оказания такого давления», - предостерегла Варвара Грязнова.

Было много вопросов от собравшихся и коротких выступлений. Ольга Виноходова из района Хорошёво-Мневники рассказала о своём районе, где в первоначальный список реновации попало 24 пятиэтажки в 84-85 кварталах, но в результате активности жителей девяти домам удалось из этого списка выйти.

 

«На каждое нарушение в проведении собраний или иные неправомерные действия властей мы составляли акты, которые подписывались тремя свидетелями. Потом эти акты собираются и прикладываются к заявлению в прокуратуру. Как выяснилось, прокуроры любят, чтобы за них делали их работу. В заявлении должна быть преамбула, что случилось, подробно перечислить, что нарушено – статья такая-то такого-то закона. Тогда прокурору становится легко и радостно: половина работы за него сделана и такое заявление не уйдёт в стол. Так прокуратура начала у нас возбуждение дела по указанным нами нарушениям», – поделилась своим опытом Ольга Виноходова.

 

И ещё она высказала очень важное соображение: «Если есть возможность пригласить юристов, то это прекрасно, но если мы активисты и мы сами защищаем свою недвижимость, то мы должны знать законодательство лучше юристов. В частности, должны знать Жилищный кодекс (статьи 44-48) и приказМинстроя №937, подробно описывающий требованиях к оформлению протокола ОСС, и другие законы».

Тема следующей лекции будет «Как воевать за землю». «В Общественной палате мне сказали: пока вы спасли свой дом. Но если вы не получите землю под домом, то рано или поздно за вами придут. Поэтому надо заниматься приватизацией земли под домами» - пояснила Кэри выбор тематики следующей встречи.

Ссылка на источник ЗДЕСЬ