ЯБЛОКО поддержало жителей в борьбе с самостроем на Торфянке
В ночь на 13 февраля, несмотря на запрет строительства, неизвестные в масках привезли и попытались разгрузить стройматериалы. Охранявшие парк жители пресекли провокацию и вызвали полицию. Это вызвало новую волну противостояния вокруг Торфянки. Поддержать жителей на место событий выехали Григорий Семенов, зампред Московского ЯБЛОКА, Светлана Савицкая, член Московского регионального совета партии, Антон Антонов-Овсеенко, руководитель Общественнной приемной Московского ЯБЛОКА.
По свидетельству очевидцев - местных жителей, охраняющих парк круглосуточно, стройматериалы привезли члены движения "Сорок Сороков". Они оказали сопротивление прибывшим сотрудникам ОВД и местным жителям, кидая в них брёвна и распыляя перцовые баллончики. Пострадала одна из местных активисток, а таккже сотрудник полиции. Полиция задержала рейдеров, а также лидера движения «Сорок Сороков» (ДСС) Андрея Кормухина. Стройматериалы были вывезены с территории парка.
По мнению местных жителей, незаконная акция была проведена именно в ночь на 13 февраля неслучайно. На этот день Префектура СВАО согласовала митинг строронников строительства храма. Несмотря на то, что все разрешительные документы на строительство уже аннулированы и есть решение о переносе стройки в другое место, активисты ДСС продолжают обманывать религиозных граждан перспективами возобновления строительства, хотя бы и явочным порядком, в обход закона. Очевидно, что на митинге 13 февраля они намеревались объявить о победе.
Однако, "победа" не состоялась. Бдительным гражданским активистам удалось в очередной раз доказать свое законное право на парк и незаконность любого строительства на его территории. Под давлением жителей, полиция, поначалу решившая "не вмешиваться", пресекла попытку самостроя. Зачинщики задержаны, их ждет суд по обвинению в сопротивлении полиции.
Днем жители пришли в парк и расположились вокруг территории, на которой проходил митинг сторонников строительства. Символом протеста стали зеленые ленты и свистки, которыми граждане регулярно выражали протест против превращения ныне общедоступного парка в огороженную стройплощадку, а затем и в огороженное храмовое подворье.
Полиция проявила бдительность: площадка митинга была огорожена металлическими решетками, вдоль которого выставили плотное оцепление. Тем не менее, со стороны активистов ДСС регулярно доносились злобные выкрики: местных жителей обвиняли в "храмофобии", "предательстве" и, почему-то, в насаждении "гей-культуры". Очевидно, у членов ДСС городские парки вызывают именно такие ассоциации.
Жители в ответ снова и снова пытались объяснить противоположной стороне незаконность их действий, поскольку парк является природной территорией, на которой никакое строительство невозможно, сколь бы полезным оно не казалось. На особенно громкие, во всех смыслах этого слова, выпады в свою сторону с трибуны митинга жители отвечали криками "Позор" и свистками.
Пока шел митинг, жители организовали очередной сбор подписей. Теперь уже не за запрет строительства, которое формально уже отменено, но за очистку бывшей стройплощадки и приведение парка в первозданное состояние. Именно вопрос стройплощадки, по мнению защитников парка, сейчас является ключевым. С одной стороны, нет никаких оснований сохранять ограждение и бытовки далее. Сроки разрешения на строительство истекли и не возобновлены Правительством Москвы. С другой стороны, остающиеся в парке забор и деревянный крест служат "точкой опоры" для тех, кто все еще надеется на возобновление строительства.
В целом очередной день противостояния прошел достаточно спокойно. Если, конечно говорить именно о дневных событиях, а не о ночном нападении рейдеров.
Жители района Лосиноостровский твердо намерены довести дело до конца. Они считают, что закон на их стороне. Они собираются стоять до конца и защитить свой парк. Гражданские активисты с пониманием относятся к чувствам верующих, которые видят необходимость в строительстве новых храмов в Москве. Но исход дела был предопределен заведомо неправовым решением властей, разрешивших строительство там, где его вести ни в коем случае нельзя.
Партия ЯБЛОКО поддерживала жителей с самого начала противостояния летом минувшего года. Сергей Митрохин, занимавший ранее пост Председателя партии, неоднократно приезжал на место событий и встречался с активистами защиты парка.
Принципиальная позиция партии во всех подобных случаях состоит в том, что во-первых, зеленые зоны Москвы должны быть свободны от какого-либо строительства, а во-вторых, любые строительные проекты должны обязательно согласовываться с жителями. Для этого существует местное самоуправление, для этого должны проводиться публичные слушания. Недопустимо сталкивать лбами разные группы населения, нужно искать консенсус.
Антон Антонов-Овсеенко, руководитель Общественной приемной Московского ЯБЛОКА, провел на Торфянке немало дней и активно помогал жителям вести переписку с властями, добиваясь отмены разрешения на строительство. Как и многие жители, он убежден в том, что упорство строителей храма подогревается вовсе не религиозными взглядами, а коммерческими интересами некоторых лиц, играющих на чувствах верующих.
Григорий Семенов, заместитель председателя Московского ЯБЛОКА, полагает, что главными жертвами событий стали именно люди, искренне поддержавшие идею строительства, но по наивности не разобравшиеся в правовой подоплеке дела. "Беда даже не в отсутствии правовых знаний. Это - дело наживное. Трагедия в неспособности или нежелании считаться с мнением соседей. У которых, возможно, есть своя система ценностей и взглядов. Трагедия в том, что одна группа готова прокладыввать свою "дорогу к храму" не замечая другой, не менее многочисленной, которая желает идти по той же дороге, но в парк. Неумение договариваться и добиваться компромисса - болезнь общества, многие столетия лишенного свободы и справедливости. Здесь всегда была одна верная идея - та, которую бросил в народ самодержец. Трагедия приверженцев "одноколейного пути" в том, что рано или поздно тот же принцип начнут применять и к ним. Дорога резко повернет в сторону, они окажутся на обочине. Такое уже много раз случалось в нашей истории. Наша партия добивается не только и не столько смены лиц "у руля", но прежде всего - системы принятия решений в стране, в городе, в местной общине."