Московская джентрификация
Реновация получила юридическое одобрение думы и практически запущена. В итоговый список попали в дополнение к первым спискам еще пятьсот домов, жители которых изъявили желание быть снесенными. Архнадзор пытается отстоять 450 зданий, но мэрия великодушно исключает из реновации лишь сто домов. То есть пока еще идет подготовка. Кто-то входит, кто-то выходит. Кого-то добавляют, а кто-то выпадает из списков. Не будем пытаться оценивать честность голосований. По всей видимости есть некоторое количество людей желающих переехать и некоторое количество яростно этого не желающих.
Но все это не объяснит механику переселений. Например, Владислав Иноземцев (известный политолог) уверился, что москвичи жаждут переезда, а мэр города мечтает переселить всех в новые дома потому что необычайно добр и программа совершенно социалистический проект. Однако он и ему подобные симпатизанты реновации не учитывают юридическую сторону московского жилищного хозяйства. А ведь городские бюрократы не смогут переселить горожан иначе как руководствуясь законами и правилами. А они таковы. Цена на квартиру сегодня определяется по кадастру, которую вы можете увидеть, заказав выписку ЕГРН на свое жилье. Эти цены были беспричинно снижены в пятиэтажных домах в последнее время, о чем я писал ранее. Исходя из этого, рискну предположить, что следующим шагом мэрии станет предложение квартир. Выселяемым москвичам будут, «по-честному», предложены квартиры в домах неподалеку. Но вот беда, в этих домах квартиры по кадастровой стоимости будут стоить порядочно дороже, чем в их сносимом жилье. И если они окажутся кредитоспособны, то смогут покрыть разницу, а если не смогут, то великодушное правительство предложит им жилье в Новой Москве или в других непрестижных замкадных районах. Разумеется, не всех собственников сносимых домов это устроит, но опротестовать это будет уже невозможно. Более того, это разобщит протест. Люди из квартир подороже (сталинок) – получат квартиры в лучших районах, в хрущевках – похуже.
Реновация лишь внешне может показаться советским проектом, а в действительности это вполне капиталистический проект. В США такие проекты называются джентрификацией и всегда вызывают протесты небогатой части общества. С той лишь разницей, что там это происходит за счет частных инвесторов, а у нас социальную регуляцию осуществляют городские власти.