Глазами очевидца
На минувших выборах мне довелось присутствовать в качестве наблюдателя в ТИКе Войковского района. И что же осталось в остатке? Какие впечатления я получил? Что почувствовал? С одной стороны итоги голосования за «Яблоко» по району оказались не такими уж и плохими. Явка составила - 36,4%. «Яблоко» набрало почти 12 процентов голосов и заняло третье место. Успехи ЕР в то же время значительно ниже чем по стране (33,4%). Впрочем, для Москвы такие результаты скорее типичны. Были ли нарушения? Были. Член УИК №241 И. Гольдфарб от «Справедливой России» заметил на своем участке группу незнакомых между собой мужчин (пять человек) приехавших на микроавтобусе из Твери голосовать по открепительным талонам. Активность наблюдателя, вызвавшего подмогу из ТИКа в лице членов ТИКа с правом решающего голоса от партий «Справедливая Россия» и КРПФ, смутила предположительных фальсификаторов и, возможно, остановило вброс на данном участке. Но можем ли мы быть уверены, что выборы были честными на других УИКах? Сомневаюсь. Видимо, карусели были и на других участках. Не случайно же количество проголосовавших по открепительным по федеральному списку составило почти четыре процента от поданных голосов. Анна Цыганова (член ТИК от КПРФ), начавшая наблюдать за выборами в родном Балаково (Саратовская область), где, по ее словам, наблюдателей нередко выкидывают в окна, чтобы провернуть фальсификацию, уверена, что вбросы были почти на всех участках, но сделано это было гораздо более осторожно чем в провинции.
Значительные сомнения вызывает поведение членов УИК в ТИКе. Представители УИКов, приносившие в ТИК итоги голосования перед итоговым занесением результатов, неизменно проходили через второй этаж - территорию управы. На территорию управы наблюдателям ход закрыт, а членам УИК тоже делать там вроде нечего, но там, несмотря на ночное время, сидели сотрудники управы. И не просто сидели, а культурно отдыхали, внеся за ночное время подсчета бесчисленное количество продовольствия на второй этаж. При этом путь их неизменно лежал через ТИК, который, так уж получилось, занимал проходное помещение для чиновников. После посещения второго этажа некоторые руководители УИКов пьяно-громко благодарили конкретных сотрудников управы. С чего бы это - возникает вопрос? И это, пожалуй, самое главное в этих выборах. Мы как-то пытаемся не замечать, что партия ЕР – это ведь не партия, а совокупность бюрократии и госслужащих. А выборы проходят в управах и школах. Основу УИКов составляют госслужащие - учителя. Учителя, как правило, зависят от управы и конкретных чиновников, с которыми хорошо знакомы. А основу ТИКов – сотрудники управ и бюрократы из разных близких им структур, офицеры МВД. То есть голоса подсчитывают, по сути, неформальные члены ЕР. Немногочисленные представители неправящих партий – люди честные и искренние, но они властью не располагают и составляют совершенное меньшинство из членов комиссии. И какой результат можно ждать от чиновников, считающих голоса партии чиновников? Ответ очевиден.
Итог выборов показывает не предпочтения общества, а является отражением того факта, что чиновники выбрали своих. И не так важно сколько они вбросили бюллетеней и как. Важно понять, что сама форма, где чиновники выбирают своих коллег, порочна. С такими «выборщиками» демократию не построишь.