«Тришкин кафтан» российских финансов
На прошлой неделе экспертное и бизнес- сообщество в ажитации и недоумении обсуждали очередную попытку экономического блока реформировать налоговую систему так, чтобы «прорех» в ней стало поменьше. И было от чего испытать недоумение - налоговый маневр «22-22», предложенный министром экономического развития Максимом Орешкиным, открывает новую страницу в бесконечном реформировании налоговой системы Российской Федерации, которая, по утверждению первых лиц государства, уже давно стала эталоном.
Но, как говорится, говорить - не мешки ворочать. Эталон не слишком хорошо справляется с главными задачами, которые должна решать налоговая система в любом государстве - обеспечение государства финансовыми ресурсами с помощью перераспределения национального дохода, противодействие спаду производства, создание благоприятных условий для развития предпринимательства и реализация социальных программ.
Спад производства, основным показателем которого является ВВП (Валовый внутренний продукт), продолжается на протяжении последних 5 лет; условия для развития бизнеса таковы, что от 11 до 30 миллионов(!) экономически активного населения находятся в тени (сколько точно, неизвестно никому, на то она и тень); с социальными программами то же сплошные провалы – грошовые социальные пособия, сплошная коммерциализация здравоохранения и образования, общая деградация социальной сферы. Зато национальный доход перераспределяется таким образом, что 10% самых богатых людей прибрали к рукам 89% национального богатства страны, а, по данным статистки, 22 миллиона(!) человек влачат нищенское существование на 9 899 рублей в месяц, и из них почти 5 миллионов – это работающие граждане.
Ясно, что нужно что-то менять. Но что и как, чтобы главные бенефициары остались при своем?
Выход нашелся очень простой: снизить совокупную нагрузку на фонд оплаты труда с нынешних минимум 30,02% до 22% и повысить ставку НДС до 22% с нынешних 18%. Можно бы и льготную ставку в 10%, которая применяется при продаже основных продукты питания, детских товаров и лекарств упразднить, но это дело будущего.
Что же произойдет, если эти блистательные по своей простоте и масштабам планы будут воплощены в жизнь? Экономисты единодушны в оценках.
Рост цен неизбежен. Пройдя через цепочку посредников (производитель - оптовый продавец -розничный продавец) повышение НДС на 4% обернется повышением цены для покупателя, то есть для КАЖДОГО из нас, минимум в 10-12%. Это в первую очередь коснется цен на электроэнергию, топливо, воду, транспорт, продукты питания, то есть на то, что нужно каждую минуту.
На протяжении последних 3-х лет российская финансовая система не могла удовлетворить потребности бизнеса в заемных средствах - санкции закрыли банкам доступ на международные финансовые рынки, а высокая ключевая ставка Центрального банка сделала стоимость заемных денег неподъемно высокой. Но зато удавалось контролировать инфляцию и получать дополнительный доход в результате сделок «carry trade». Налоговый маневр «22-22» неизбежно разгонит инфляцию, а значит, жесткая кредитно-денежная политика ЦБ, дефицит финансовых ресурсов, и, как следствие, отсутствие экономического роста окажется напрасной мерой, не достигшей цели. Роста нет – инфляция есть.
Предложение снизить совокупную налоговую нагрузку на фонд оплаты труда означает, что причина гигантских масштабов теневой экономики понятна - слишком большие отчисления во внебюджетные фонды. Но само по себе снижение ставки существенно ситуацию не изменит. Нужны меры институционального характера, которые последовательно предлагает «Яблоко» - разделение властей, механизмы противодействия сращению бизнеса и власти, неприкосновенность частной собственности, «идеальная бюрократия» и т.д.
Так есть ли смысл сохранять принципы страхования там, где они вообще отсутствуют сегодня? Пенсионное обеспечение в России - это выплата страховой пенсии, а каждый работающий является застрахованным в системе пенсионного страхования. Так написано в законе. Но с 2014 года накопительная часть пенсий «заморожена» и направляется на исполнение обязательств по выплате пенсий нынешним пенсионерам. Причем не имеет значения, где находится эта накопительная часть – в государственном пенсионном фонде (на счетах «молчунов») или в негосударственном фонде. То есть на самом деле страховые взносы в ПФР - это никакое не страхование, страховой принцип полностью забыт, а перманентное изменение правил расчета пенсий делают любые прогнозы гражданина относительно его будущей пенсии бессмысленными.
По мнению автора, 10% ВВП, расходуемые на функционирование пенсионной системы (правда, неизвестно, сколько из них расходуется непосредственно на выплату пенсий) можно сократить минимум вдвое, передав полномочия по ведению персонифицированного учета налоговым органам. Тем более, что первый шаг уже сделан- с нового года администрирование страховых взносов передано налоговикам.
Как ни странно, налоговый маневр «22-22» пришелся по вкусу всем государственным структурам финансово – экономического направления. И Минфин, и Минэкономразвития, и даже Комитет по бюджету и налогам Государственной Думы показали удивительное единодушие - все согласны, все поддерживают. А уровень комментариев показывает, что все всё понимают: изменения необходимы. Без изменений государственные финансы так и будут походить на нелепый, непригодный к носке «Тришкин кафтан». Но делать то, что нужно…Ну кто это делать будет? Да и зачем? Сидим себе и дальше сидеть будем…Ну а эти 22 миллиона бедных …Или сколько их там? Да какая разница! Ну что же…Жизнь вообще несправедлива.
Член РС МРО РОДП «Яблоко», экономист Марина Караваева