Зачем бизнесу партия «Яблоко»?

Вчера налоговая снова заблокировала счета компании, где я работаю. Третий раз за последние 3 месяца. На основании решения, которое никто в глаза не видел. По требованию, которое никто не присылал – ни по почте, ни через систему электронного документооборота; на основании начислений, не имеющих к компании никакого отношения. Причем заблокировала все счета, а с одного из них произвела еще и частичное списание по этому мифическому решению и несуществующему требованию. А с незаблокированного остатка Служба судебных приставов списала штраф, выписанный неизвестно за что и неизвестно кем.

Вот так денежные средства организации, ее самое ликвидное имущество, легко превращается в актив, которым может пользоваться по своему усмотрению любой. Любой, облаченный властью, конечно.

Это происходит повсеместно: Федеральная налоговая служба заваливает хозяйствующие субъекты бесконечными автоматическими требованиями, безакцептное списание денежных средств стало обыденным явлением,  проверки бесчисленных контролирующих и надзорных органов происходят под праздник с заранее известной всем сторонам целью, а обыски превратились из будней крупного бизнеса 90-х в часть рабочего дня рядового сотрудника бухгалтерии небольшой компании.

С 2017 года очередной головной болью собственников бизнеса стал фактический отказ от законодательно закрепленного принципа обособленности имущества юридического лица от имущества его собственников, и как результат − от презумпции невиновности при рассмотрении дел о банкротстве предприятий; чрезвычайно широкое определение так называемых «контролирующих лиц». А еще отсутствие необходимости доказывать возможность принятия этими лицами управленческих  решений и исключительная легкость отъема личного имущества для погашения долгов предприятия-банкрота. Вроде бы все выглядит логично: субсидиарная ответственность учредителя и руководителя бизнеса является закономерной платой за ошибочные решения. А на практике оборачивается возложением на рядовых работников многомиллионных долгов предприятий.

Как сказала сотрудница ФНС при очередной проверке: «Кто-то эти налоги должен заплатить, и нам не важно, кто это будет». И таких примеров уже десятки.

Все это происходит на фоне регулярных рассуждений Президента Российской Федерации В.В. Путина и Председателя Правительства Д.А. Медведева о необходимости создания благоприятного инвестиционного и делового климата, недопустимости силового давления на бизнес, государственной поддержке и прочего-прочего, что звучит с высоких трибун уже несколько десятилетий. Очевидно, что эти заявления можно рассматривать исключительно как приемы коллективной (групповой) психотерапии, и только. В реальности все описанные выше будни бизнесмена средней руки являются одной из веских причин «бегства капитала», масштабы которого растут из года в год. Если за 8 месяцев 2017 года из России было вывезено 9,6 миллиардов долларов, то за 8 месяцев 2018 года − 26,5 миллиардов.

Сложность российского налогообложения, запутанность и противоречивость нормативного регулирования в этой сфере является одним из решающих факторов принятия предпринимателем решения уйти в «серую зону» или вообще из бизнеса. Деловая среда является для бизнеса некомфортной, агрессивной, сотканной из невыполнимых требований, порождающих крайне высокую коррупционную нагрузку на бизнес.

Вот и в Послании Федеральному собранию Президент Путин предложил с 01 января 2021 года «подвести черту»: «Давайте…с 1 января 2021 года прекратим действие всех существующих в настоящее время нормативных актов в сфере контроля, надзора и ведомственные региональные приказы, письма и инструкции. За оставшиеся два года… при участии делового сообщества нужно обновить нормативную базу, сохранить только те документы, которые отвечают современным требованиям, остальные – сдать в архив».

В действительности, по экспертным оценкам, «обновить» нормативную базу не получится. Требования к бизнесу, авторами которых являются не только фискалы, но и чиновники МЧС, МВД, трудовой инспекции, санэпид- и прочих надзоров, насчитывают более двух миллионов (!) позиций. Исполнить эти требования невозможно никому и ни при каких обстоятельствах. Очевидно, цель их наличия - сделать так, чтобы предприниматель не смог исполнить эти устаревшие, не гарантирующие ни безопасность, ни качество товаров и услуг разнообразные требования, оказался в положении всегда виноватого, не смог защитить себя законными способами и, таким образом, оказался в коррупционном поле.

Очевидно, что система нормативного регулирования финансово-хозяйственной деятельности не подлежит обновлению, ревизии и прочим полумерам. Она может быть отменена целиком и полностью, а на ее место должны прийти меры, предложенные самим бизнесом.

А что же делает бизнес? Пока ничего. Представители РССП регулярно встречаются с руководством страны, но говорят о высоком. Иначе и быть не может − крупному бизнесу нужен государственный масштаб. Робкие попытки Федерации рестораторов и отельеров России сподвигнуть Роспотребнадзор на изменение организационно-методических подходов к проведению проверок больше напоминают свойский бубнеж об устаревших принципах работы контролеров.  Никаких требований, никакого призыва к диалогу с властью. Не получилось, да видно, не очень-то и хотелось.

Профессиональная пресса для специалистов экономического профиля давно превратилась в «советы бывалых», где публикуются образцы бесконечных справок- рапортов-приказов, которые будто бы уберегут компанию от очередного наказания, и  ни слова не говорится о том, что российский бухгалтер давно превратился в ассистента фискала, за счет работодателя исполняющего прихоти налоговика, что из его работы давно исчезла аналитическая составляющая, а сам подход к бухгалтерскому учету как способу расчета налоговой нагрузки и поиску вариантов налоговой оптимизации отбросил экономические науки в чистое поле, где нам суждено брести в одиночку.

Никто сегодня всерьез не вспоминает о Международных стандартах финансовой отчетности, которые должны были обеспечить сопоставимость данных отчетности российских и зарубежных компаний, единство способов представления экономической информации, терминологическую определенность и методическое единообразие принципов учета.

Тогда, в 2000-х МСФО были символом того, что Россия − часть мировой экономики и мира в гуманитарном смысле, что мы идем по одному пути вместе с мировой экономической наукой и практикой. Сегодня «нашим всем» стал не представляющий научной ценности, не имеющий экономического смысла и перспектив развития «налоговый учет».

Почему так происходит? Разве обществу не нужен малый и средний бизнес, сотни тысяч предприятий, миллионы рабочих мест, возможность заниматься любимым делом, работать на себя, развивать свои личные способности, реализовывать свои персональные планы и быть свободным, независимым гражданином своей процветающей страны?

Пришло время нам, партии «Яблоко», сделать работу с деловой средой, профессиональными ассоциациями предпринимателей, с каждым представителем бизнеса одним из приоритетных направлений своей работы. Наша идеология социального либерализма как никакая другая отражает жизненные интересы талантливых, смелых и инициативных людей, готовых принять на себя риск предпринимательства и ответственности за себя и свои трудовые коллективы.

 

В нашей стане более 4 миллионов частных предприятий, более 3 миллионов 800 тысяч индивидуальных предпринимателей. Однако в силу индивидуального характера деятельности, бремени лежащей на них ответственности, личного соперничества эта многомиллионная социальная группа не склонна к самоорганизации на неформальной основе для защиты своих интересов в сфере нормативного регулирования финансово-хозяйственной деятельности. Эта группа имеет большой опыт участия в коррупционных сделках, считает нормой слияние власти и бизнеса, не увязывает свое все более ухудшающееся положение с отсутствием политического представительства.

По нашему мнению, именно эти граждане нашей страны в наибольшей мере заинтересованы в установлении гражданских и государственных институтов для свободного и справедливого предпринимательства: независимого суда, горизонтального и вертикального разделения властей, гражданского контроля, снижения коррупции, отделения бизнеса от власти и всего, что составляет идеологическую основу и приоритеты деятельности партии «Яблоко». Иначе мы окончательно утратим уникальный потенциал российского народа, упустим время, необходимое для плодотворного развития каждого, бездарно разбазарив его на удовлетворение интересов налогового администрирования в сиюминутных целях наполнения бюджета.

Председатель Местного ЮВ-отделения,

экономист                                                                            М.С. Караваева

Предприниматель, кандидат технических наук.             И.Г. Хашханов