Телегония - наш ответ Западу?
За последние два дня моя новостная лента в Фейсбуке много раз выплескивала публикации, обсуждающие пресловутый видеоролик, показанный восьмиклассникам в Краснодарском крае. Авторы видеоперла призывают мальчиков жениться только на девственницах, а девочек - беречь себя до брака. "Научная платформа" - утверждение о том, что дети наследуют черты не только своих отцов, но всех половых партнеров матери. Морализаторы предостерегают будущих отцов от роли "рогоносцев" и воспитания "чужих" детей.
Оставим в стороне этическую сторону концепции, которая фактически ставит на девочек и женщин клеймо Warranty void, if seal is broken - При нарушении пломбы гарантия отменяется. Здесь есть что сказать и у автора есть свой взгляд на этот абсурд. Но мой сегодняшний текст немного о другом.
Чему учат наших детей в школе? Этот вопрос волнует всех пап, мам, дедушек и бабушек... И просто тех, кто задается вопросом: кто и в какую сторону будет двигать нашу страну, ее науку, экономику, политику в ближайшие 10-20-30 лет...
Нам всегда внушали и продолжают внушать, что советская, а теперь - российская- школа лучшая в мире. Осмелюсь не согласиться с этим утверждением. "Лучшая в мире школа" в свое время без боя сдалась на милость лысенковцам всех мастей. Здесь проповедовали "чуждость буржуазной кибернетики" и клеймили Норберта Винера. На излете советской эпохи миллионы выпускников "лучшей в мире" поверили в возможность лечиться "по телевизору", заряжая перед экраном воду и кремы. Некоторые шли еще дальше и пытались заряжать батарейки... Самые "убежденные" сделали автора этого бреда своим депутатом Госдумы.
Благодаря всемирной компьютерной сети (созданной, к слову, выпускниками несоветской школы), "высокоморальный" видеоролик разнесся далеко за пределы школы в Краснодарском крае, где его показали в назидание детям.
Ролик этот трехслойный. Ядро - концепция, называемая "телегония". Авторы не произносят этого слова. Обоснованно полагая, что компьютерно-подкованные дети захотят "прогуглить" незнакомое слово и сходу выйдут на неприятную для авторов информацию.
Идея о наследовании детьми признаков не только своего непосредственного отца, но и всех партнеров матери появилась в Европе в первой четверти XIX века среди заводчиков лошадей и собак. Было опубликовано несколько случаев, якобы подтверждающих эту теорию. Однако новых подтверждений так и не последовало, многочисленные эксперименты по скрещиванию животных опровергли исходные сообщения, которым вскоре нашлось совершенное иное объяснение. Уже в конце века авторитетнейшее в те времена издание - Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона - сообщало своим читателям о серьезнейших сомнениях в научности телегонии. Оставляя, впрочем, вероятность подтверждения телегонии дальнейшими исследованиями.
Двадцатый век окончательно похоронил телегонию. Никаких фактов в ее поддержку никем из ученых обнаружено не было. Зато было проведено множество опровергающих экспериментов с животными. Большая Советская Энциклопедия однозначно называла телегонию лженаукой. Современная Британская Энциклопедия статьи "телегония" вообще не содержит, статья о наследственности упоминает ее опять таки как лженауку. Казалось бы - все, телегония прочно заняла место рядом с философским камнем и вечным двигателем...
Но кому-то срочно понадобилась "гальванизация трупа". Ради второго слоя видеоролика - проповедования "традиционных ценностей" в пику разврату, идущему с Запада. Но и этот второй слой - тоже переходный! Главный слой - третий. Образ врага, который, дескать, не смог победить Россию военной силой и теперь хочет разложить страну пропагандой разврата. Впрочем, все это мы уже слышали много раз...
Возвращаемся к отправной точке: кто и что преподает нашим детям в школе? Будучи убежденным противником всякой цензуры и столь же убежденным сторонником свободы слова, автор этих строк полагает необходимым ограждать детей от того, что они в силу возраста не в состоянии адекватно оценить и разумно использовать. Мы не продаем детям табак и алкоголь, мы не позволяем детям управлять автомобилями, вступать в политические партии и голосовать на выборах. Они просто еще не готовы к этому!
Не готовы они и к тому, чтобы самостоятельно подвергать оценке факты из мира науки. Это должны делать взрослые профессионалы. Учительское сообщество в целом, вне зависимости от профессиональной специализации каждого конкретного учителя, отвечает за то, чтобы в стенах школы дети получали только научно обоснованные факты. Авторитет учителя не может использоваться для завоевания сторонников в научном споре. Научной оценкой и формированием школьных программ должно заниматься именно профессиональное, педагогическое и академическое сообщество. Но никак не чиновники от образования! Спорные научные идеи могут упоминаться и излагаться в школьной программе только с профессиональными комментариями и одновременном освещении точек зрения за и против. И чем меньше таких споров будет на страницах учебников, тем лучше! Теории, опровергнутые и отвергнутые научным миром десятилетия назад вообще не должны достигать детских глаз и ушей.
Само собой очевиден и тот факт, что дети не могут инструментами идеологической и политической борьбы. Особенно с использование лженаучных аргументов. Даже под флагом самых благих намерений. Которыми, как известно, вымощена дорога в ад! Один раз мы уже прошли этой тропой. Не стоит ходить туда снова!