Война – кино – история, правда  и фальсификации

Наш постоянный автор, режиссер Григорий Амнюэль, проанализировал, как тема Второй мировой войны освещалась советским кинематографом. Также привел список наиболее значимых фильмов советских режиссеров, которые действительно, правдиво свидетельствуют о времени, о целях, которые ставились главным продюсером — советским государством перед кинематографистами и перед зрителями этих фильмов. 

                                                                                                                   В качестве эпиграфа: 

«Было это зимой 1969 года.  Выглядел я уже старше своего возраста, да и к самостоятельности уже приходилось привыкать. Сейчас не помню, зачем нужно было срочно оказаться на Мосфильме, но имея в кармане 1 рубль, я решительно поднял руку и поймал такси. Водитель был пожилой, явно прошедший войну. Таксисты люди разговорчивые. Не верящим, советую посмотреть фильм «Зелёный огонёк» режиссера Виллена Азарова 1964г. Слово за слово и вдруг таксист сказал фразу, которая на всю жизнь врезалась мне в память: «Что же вы там, в кино, творите? Показываете фрицев идиотами и дураками, а они практически за четыре месяца прошли тот путь, что мы потом четыре года обратно шли! Какие же мы, если они Ваших фильмах такие?». 

Ответить было нечего, да и к кино я имел в то время отношение только в качестве зрителя.  Не считать же одну кинопробу и часовую беседу о выборе жизненного пути в их квартире на Полянке с выдающимися Григорием Рошалем и Верой Строевой за причастность к миру кино.  Фильмы сериала «Освобождение» только заканчивались, «Семнадцать мгновений весны» только задумывались.

В фильмах о войне врагов либо практически не было, либо их персонажи были намерено шаржированы. Чем дальше отдалялась война, тем больше власть переписывала её историю по своему удобству.

Войну, действительно, очень сложно отделить в отечественной истории СССР от имени Сталина и всех других персонажей его ближнего и дальнего круга, но развенчивать их деятельность, приведшую к войне, разбирать просчёты, ошибки, порой и просто преступные действия по отношению к разным другим странам и народам было не в интересах советской пропаганды. 

Поэтому их просто вырезали из фильмов, переписывали слова песен, в том числе и гимна. На этом отлично набил себе руку, да и карман, отец «бесогона». Армия послушных фальсификаторов росла не по дням, а по часам.  Правда о войне покрывалась жирным слоем глазури. В финале коммунистического застоя черта была подведена следующим популярным анекдотом: «Война от нас всё дальше, а ветеранов и участников становится всё больше!». Боевые ордена и медали всё больше разбавлялись дождём юбилейных медалей, вручением в том числе и звания Герой Советского Союза партийным и советским функционерам. Всё новые и новые категории льготников приравнивались к участникам Второй мировой войны.

Предлагаемая Вашему вниманию статья - попытка с позиции кино проанализировать эти тенденции, которые привели ко многим сегодняшним процессам в Российской Федерации».            

Все, кто родился и вырос в СССР, да и те, кто живёт сейчас в РФ, знает и помнят: в первые майские дни кино и телеэкраны страны массово заполняют фильмы о Второй мировой войне. Это естественно, так как нет другой темы в истории советской, российской кинематографии, которой посвящено столько фильмов и документальных, и художественных.

Учитывая, что  кино является важнейшим из искусств, о чём неоднократно говорило множество политических деятелей ХХ века от Ленина до Ким Ир Сена, предлагаю читателю взглянуть  на историю войны через призму советского и российского кино. Не пугайтесь, все вспоминать не будем, только лучшие и важнейшие фильмы. Действительно, правдиво свидетельствующие о времени, о целях, которые ставились главным продюсером — Советским государством перед кинематографистами и перед зрителями этих фильмов. О том, что большинство из  их создателей были отмечены Сталинскими премиями, орденами и почётными званиями, думаю упоминать не обязательно, это само собой разумеется. О важнейших западных премиях упомяну, не из западнопоклоничества, а просто из огромного уважения, которое существует в мире кино к этим статуэткам.

Напомню, Вторая мировая война началась 1 сентября 1939 года, закончилась 2 сентября 1945 года.  

Пойдем по годам:   

1939 год 

 «Трактористы», режиссер  Иван Пырьев, со знаменитой песней «Марш советских танкистов», композиторы Дмитрий Покрасс и Даниил Покрасс, стихи Бориса Ласкина. Слова «Когда нас в бой пошлёт товарищ Сталин!» думаю, в комментариях не нуждаются. Как говорится, тут не прибавить, не убавить, всё сказано. На дворе 1939 год!

17.09.39. СССР вероломно вторгается в соответствии со своими обязательствами по приложениям пакта Молотова-Риббентропа на территорию Польши. В результате агрессивных действий к СССР были насильно присоединены 196000 кв. км, равных 50,4 % всей территории довоенной Польши! Отдельно необходимо напомнить. Так как командование Войска Польского отдало приказ не оказывать сопротивления Красной Армии, что в большинстве случаев было беспрекословно выполнено, «освободительный поход» разогнался и отхватил ещё больший кусок польской территории. Только в результате решительного протеста из Берлина СССР вынужден был отойти назад. Торжественный парад в Бресте (Deutsch-sowjetische Siegesparade in Brest-Litowsk) 22 сентября 1939 года, который принимали комбриг Кривошеин и генерал Гудериан, знаменовал окончание «братского» раздела Польши. 

Присоединение Бессарабии и Северной Буковины к СССР  планировалось в ходе военного вторжения на территорию Румынии. Планировались Бессарабский и Прутский «освободительные» походы 1940 года, которые должны были проложить СССР путь к захвату нефтяных районов Румынии. Это сильно озадачило руководство Третьего Рейха, так как в ходе переговоров и подписания документов в Кремле по пакту Молотова-Риббентропа об этих районах никаких договорённостей и даже переговоров не было. Из Берлина в Москву был послан решительный протест. В результате Советская сторона выдвинула Румынии ультиматум, а в приграничной зоне уже шли провокационные бои, в которых гибли румынские пограничники. В этой ситуации за несколько часов до истечения ультиматума сознавая опыт трагической судьбы Польши, король Румынии Кароль II, спасая жизнь своего населения, вынужден был принять безжалостные условия советской стороны, и передал СССР следующие территории: Северную Буковину 6262 кв. км, Бессарабию площадью в 44500 кв. км. Всего СССР присоединил к себе 50762 кв. км территории Румынии. 

Присоединение трёх независимых Балтийских государства произошло также путём ультиматума и введения ограниченного контингента Красной армии на территорию стран в соответствии с протоколами к пакту Молотов-Риббентроп от 23.08.39 г. и договора о границе между Третьим Рейхом и СССР от 28.09.39 г.  В результате так называемых «свободных» выборов, проводившихся с активным вмешательством силовых органов СССР, на практически безальтернативной основе просоветско-настроенные, попавшие под агитацию и пропаганду СССР депутаты по указке из Кремля попросили включить Латвию, Эстонию и большую части Литвы в состав СССР.  Таким образом, в соответствии с действиями согласно протоколов к пакту Молотова-Риббентропа СССР присоединил к себе 65 791,4 кв. км территории Латвии, 45 200 кв.км. территории Эстонии и 52 852 кв. км. территории Литвы, что составило почти 96% современной территории Литовской Республики. Третий Рейх довольствовался исключительно Клайпедским районом (Memel Region). Вот так по-братски разделили территорию государств Балтии коммунистический и национал-социалистический партнёры. В регионе Балтийского моря СССР присоединил к себе всего порядка 163 843 кв. километра!

В результате Советско-финской войны с 30 ноября 1939 года по 13 марта 1940 года СССР присоединил к себе около 23 000 кв. км с городами Выборг, Кякисалми, Койвисто, Сартовала, полуостровом Ханко, Карельским перешейком, Северным Приладожьем, округом Сала, частью полуострова Рыбачий и Сайменским каналом.

К сожалению, про те «героические» завоевания Красной Армии в те годы художественных фильмов не снималось. Частично представление о той советско-финской войне у бывших граждан СССР, граждан России могло создаться только в 2002 году с выходом фильма «Кукушка» режиссера Александра Рогожкина, но и там возможности рассказать правду о событиях зимы 1939-1940 у авторов, видимо, не было. Они, насколько возможно, рассказали про войну на советско-финском фронте на фоне частной истории зимы 1944 года. Однако, хоть частичное представление о противостоянии, героизме и трагизме захваченных войной народов и людей по этому фильму составить можно.

Готов дополнить его цифрами потерь: Финляндия с учетом добровольцев, защищавших её, из ряда стран Европы потеряла убитыми 19576 человека и 3263 пропавшими без вести, + 33 шведа, + 2 датчанина и + 1 итальянец. Кроме этого, от налётов советской авиации и бомбёжки городов и населенных пунктов Финляндии погибло ещё 956 человека. Было уничтожено  256 каменных и около 1800 деревянных зданий.  Советская сторона потерял убитыми 126875 и пропавшими без вести ещё 39369 граждан СССР.

К началу 1939 г. территория Советского Союза составляла 21 000 000 кв. км. К началу 1941 г. в результате «мудрой и миролюбивой» политики СССР, к чему честно призывали тексты песен и советские фильмы, территория СССР увеличилась до 22 100 000. кв. км. Сущий пустяк в масштабе мировой революции и имперских притязаний, правда, это всё были не безлюдные пустыни, и там жили люди, но стоит ли вспоминать о таких мелочах, как и о тех жертвах, которые, естественно, несли наступающие советские армии. 

Массовые репрессии, направленные против социальных, религиозных, классовых и национальных групп населения, оказавшегося в заложниках после силового присоединения территорий Польши, Румынии, Латвии, Литвы, Эстонии, Финляндии к СССР, продолжались с момента присоединения вплоть до 22.06.1941 года.  

 Безусловно, художественные фильмы, снятые в Польше, Румынии, Латвии, Литве, Эстонии и Финляндии часто с помощью и при участии кинематографистов и из других стран о тех трагических событиях, остающихся незаживающей пока раной в памяти народов, существуют, но моя статья о советском и российском кино, поэтому пойдём дальше.

1940 год 

«Тимур и его команда», режиссер Александр Разумный, с не менее знаменитой песней «Возьмём винтовки новые» с замечательным куплетом: «И если двинет армии Страна моя, мы будем санитарами во всех боях…», стихи Владимира Маяковского, музыка Льва Шварца. Если в 1939 году поют взрослые люди, то тут по сюжету песню поют дети, возглавляемые бравым советским офицером.

Пропаганда военизированного образа жизни и готовности к Великой Войне проникает даже в детские сады, становится повсеместной, и этот фильм доказывает это лучшим образом. Напомню, нас уверяют, что СССР жил мирной жизнью. Действительно, художественный кинематограф на завоевания практически не откликнулся, что говорит о целях советской пропагандистской системы. Хотя, возможно, просто не хватило времени воспеть эти «выдающиеся» подвиги политиков и военных, ещё годик-другой и вполне мог появиться фильм о ратной дружбе двух «непримиримых» друзей.  Почему можно такое предположить? Да потому, что ответ на это дал следующий год.

1941 год 

 «Мечта», режиссер Михаил Ромм. Фильм выдающегося кинорежиссёра с созвездием прекрасных актёров про «чудовищную» жизнь в Польше до 1939 года готовился к премьере в 1941 году, но зритель увидел его только в сентябре 1943 году. К тому времени актуальность финала, в котором есть многозначительные слова одного из героев про Советы: «Теперь они пришли сюда!» была уже не столь актуальна. До границ Польши ещё нужно было воевать почти целый год…. Зато почти сразу после премьеры фильма в Катыни начала свою работу по сокрытию и фальсификации истории комиссия НКВД под руководством доктора Бурденко.

В апреле СССР разорвал дипломатические отношения с Правительством Польши в изгнании в Лондоне – договор Сикорского-Майского, так как были обнародованы в мире и в том числе в оккупированной Польше документы международной комиссии Красного Креста о Катынском преступлении. СССР очень обиделся за то, что правда о преступлении вышла на Свободу.  Гнев к известной истине, что «рано или поздно каждое преступление становится известным» до сих пор одних заставляет крутиться в гробах, а других на российских телеэкранах. Дольше лежать фильму на полке было незачем.   

Вся эта воинственная пропаганда закончилась 22.06.1941 года. Дружба между Третьим Рейхом и СССР закончилась. Оказавшись лицом к лицу и не имея возможности ещё кого-то облагодетельствовать  своими смертельными объятиями, они начали непримиримую борьбу между собой.    

1942 год 

«Разгром немецких войск под Москвой», режиссёры Леонид Варламов и Илья Копалин. Фильм снимался пятнадцатью фронтовыми кинооператорами по прямому указанию И.Сталина. Стал первым советским фильмом, получившим самую престижную в мире кино награду, - премию «Оскар». Решение  было принято Американской киноакадемией  в 1943 году в категории «Лучший документальный фильм».  

«Парень из нашего города», режиссёры Александр Столпер и Борис Иванов. Знаменитый фильм, снятый по сценарию Константина Симонова. Лирическая, героическая, трогательная история любви и верности, разворачивающаяся на фоне трагических событий Второй мировой войны. Пожалуй, это был первый значимый советский художественный фильм, в котором враг в лице нациста был назван «фашистом», и его образ сильно напоминал карикатурный образ пропагандистских плакатов Кукрыниксов и выпусков юмористических киносборников, направленных на поднятие духа воюющих в тяжелейших условиях солдат и офицеров. Тяжёлая правда войны начинает перемешиваться с пропагандой и фальсификацией. 

1943 год

«Радуга», режиссер Марк Донской. Картина была отмечена Главным призом ассоциации кинокритиков США и Высшей премией газеты «Daily News» «За лучший иностранный фильм в американском прокате 1944 года», а также призом Национального совета кинообозревателей США. Героический образ советской женщины-матери и противопоставленный ей, уже доведённый до полной фантасмагории образ ненавистного врага.

«Два бойца», режиссер Леонид Луков. Пожалуй, это был первый фильм, в котором враг был виртуален. Тени на заднем плане, взрывы, сирены. Главным были те человеческие, лучшие качества человека, которые обнажала война как, впрочем, и противоположные худшие, которые в мирное время были порой незаметны.  Ставшая легендой в исполнении Марка Бернеса песня  «Тёмная ночь» была не о подвиге, не о  победе одной идеологии над другой, она была о любви, о боли разлуки, о возможной каждую секунду близости смерти на войне и о надежде выжить. 

В этом же году появились ещё два знаменитых фильма. 

«Она защищает Родину», режиссер Фридрих Эрмлер, по праву может стоять в одном ряду с «Радугой». Объяснение этому одно — в период войны пропаганда часто старается лишить противника даже малейших человеческих качеств, кроме пары рук и ног. Кстати, часть кинопродукции Третьего Рейха следовало точно такому же принципу.        

«Жди  меня», режиссеры Александр Столпер  и Борис Иванов, это ещё один фильм,  снятый  по сценарию Константина Симонова, построенный на важнейших  чувствах любви и верности. Врагов в этом фильме как таковых тоже нет.  Зато есть искусство и культура, порой творящие настоящие чудеса, даруя людям дополнительные силы в самых тяжёлых ситуациях. Песня на стихотворение «Жди меня» наравне с «Лили Марлен» и другими трогательными и проникнутыми печалью, любовью и надеждой песнями были очень нужны и важны людям на войне.  В ситуации отсутствия человеческого на войне людям бывают жизненно необходимы обычные человеческие эмоции. Именно поэтому, в отличие от сиюминутных агиток, эти фильмы остаются живыми и трогающими людей, очень далёких от времени войны.  

1944 год

«Зоя», режиссёр Лео Арнштам. Пожалуй, первая попытка создать силами кино из реальной истории пропагандистский символ войны. Именно с этих пор различные военно-истерические общества будут активно заниматься этим, нисколько не смущаясь отхождением от реальности событий и тем более большими заработками, отпускаемыми государством на подобные пропагандистские программы. 

 «Дни и ночи», режиссёр Александр Столпер. Ещё один фильм, снятый по сценарию Константина Симонова. Первый советский художественный фильм, рассказывающий про эпизод Сталинградской битвы. 

 «В 6 часов вечера после войны», режиссер Иван Пырьев. Тяжёлая война длится уже несколько лет. Человек неминуемо устаёт от преследующего на каждом шагу горя.  Лирическая комедия, в которой бои остаются за кадром и в основном присутствуют песней «Марш артиллеристов» композитора Т.Хренникова на слова В.Гусева с известным припевом: «…артиллеристы, Сталин дал приказ…».  Тема единения тыла и фронта дарила людям веру в скорое окончание тягот войны и счастье победы любви над смертью.

1945 год

«Небесный тихоход», режиссёр Семён Тимошенко. Комедийный фильм про войну, и в то же время опять война остаётся где-то за кадром. Война — это скорее героическая декорация, на фоне которой проверяются дружба и любовь.  Первый фильм, в котором была показана женская эскадрилья «ночных ведьм» и равная, а не вспомогательная роль женщины на войне.

«Непокорённые», режиссер Марк Донской. Первый фильм, в котором частично была правдиво затронута тема трагедии Хлокоста. 

Война закончилась, теперь можно и нужно было перейти к осмыслению всего того, что случилось. Именно это и начало происходить в советской послевоенной кинематографии. Говоря аллегорическим языком – рыцарь «кино» оказался у камня с надписями, за которым открывалось несколько дорог. У рыцаря обычно было всего три дороги, но кино всемогущее и его возможности значительно многообразнее.

 

Были фильмы, не напыщенные лозунгами и великими партийными и военными начальниками. В них главным был человек. Человек противостоящий системе, нацеленной на подчинение или даже уничтожение человека. В них не было ни абсолютно положительных, ни абсолютно отрицательных героев. В них была жизнь, которая не прекращалась в годы войны, просто все нюансы этой жизни оказались более обнажёнными, обострёнными.

«Восхождение», режиссёр Лариса Шепитько - «Золотой медведь» Западноберлинского кинофестиваля 1977 года

«Проверка на дорогах», режиссер Алексей Герман

«Летят журавли», режиссер Михаил Калатозов. «Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля 1958 года

«Баллада о солдате», режиссер Григорий Чухрай. 

«Никто не хотел умирать» (Niekas nenorėjo mirti), режиссер Витаутас  Жалакявичус

«Белая птица с черной отметиной» («Білий птах з чорною ознакою»), режиссер Юрий Ильенко

«Отец солдата», режиссер Резо Чхеидзе

«А зори здесь тихие», режиссер Станислав Ростоцкий

«Хроника пикирующего бомбардировщика», режиссер Наум Бирман

«В бой идут одни старики», режиссёр Леонид Быков

«Живые и мёртвые», режиссер Александр Столпер

«Судьба человека», режиссер Сергей Бондарчук

«На войне как на войне», режиссёр Виктор Трегубович

«Они сражались за Родину», режиссер Сергей Бондарчук

«Мир входящему», режиссеры А. Алов и В. Наумов

«Был месяц май», режиссер Марлен Хуциев….  

Разумеется, за 75 лет таких фильмов было немало, тут перечислены те, которые остались навсегда в памяти многих. Это фильмы, в которых, как писал поэт-фронтовик Михаил Кульчицкий, погибший на войне: «Война - совсем не фейерверк, а просто - трудная работа», или фильмы, в которых по пронзительному определению рассказывается о тех, кто был миллионами «Проклятых и убитых». Такими жестокими и правдивыми словами  описал себя и себе подобных настоящий  писатель и настоящий фронтовик, простой солдат той страшной войны  Виктор Астафьев.


Были фильмы, в которых героический образ героя обязательно был снабжён советским патриотизмом, и порой этот партийно-советский вживлённый в человеческое сознание вирус  даже затмевал в нём  всё остальное. Таких фильмов было не меньше, особенно сразу после войны. Потом, при частичном возвращении к человеческому. в период, названный в отечественной истории «оттепелью», они уступили своё место нормальным, правдивым фильмам и книгам.

Главным символом этого периода я бы предложил считать название книги Юрия Пиляра: «Люди остаются людьми». Однако как только общеполитическая ситуация в стране стала возвращаться к устоям, принятым в «мирной» советской крепости, со всех сторон окруженной врагами, окончательно ставшей трендом идеологии СССР после «дружественного» ввода войск стран Варшавского договора в Чехословакию в 1968 году с целью подавления попытки построения «социализма с человеческим лицом», и в кино произошёл разворот к постепенной частичной или полной фальсификации тяжелейших реалий войны.


Праздник Победы с 1965 года, через двадцать лет после окончания войны, стал нерабочим днём, началась непрекращающаяся череда военных парадов. Список таких фильмов нужно начать с киноэпопеи «Освобождение», режиссера Юрия Озерова и знаменитого фильма «Подвиг разведчика», режиссера Бориса Барнета.

Также к этому периоду относятся фильмы:

«Офицеры», режиссер Владимир Роговой

«Смелые люди», режиссер Константин Юдин

«Горячий снег», режиссер Гавриил Егиазаров

«Яблоки сорок первого года», режиссер Равиль Батыров

«Молодая гвардия», режиссер Сергей Герасимов.


В таланте и даже частично в правде отказать им нельзя, но акцент на обязательную преданность советской власти в них был достаточно сильный. Разумеется, люди воевали за свою Родину, но вот всегда ли Родина воевала за своих людей? Ответ на этот вопрос лучше всего звучал в горьких словах генерала, которого играл в фильме «Горячий снег» Георгий Жжёнов, – «Всем, чем могу…».

«Падение Берлина» режиссера Михаила Чиаурели, пожалуй, самый яркий в чреде подобных фильмов. Описывать и даже называть фильмы, которые снимались в угоду полковнику Л. Брежневу, превозносившие его значение в истории войны, желания нет. Фильмы, как и заказчик, упоминания не заслуживают. Коньюктура оставалась коньюктурой, щедро оплачивалась, но творчеством абсолютно не являлась. «Застой» - понятие, говорящее о многом. Современные попытки создания фильмов в угоду вкусам и желаниям властных заказчиков отличаются от тех поделок только возрастанием бюджетов и наличием большого количества компьютерных эффектов. Однако ни историю, ни кино это не спасает: фальсификация остаётся фальсификацией. Жить она будет, пока живут заказчики, а потом полетит в корзину безвестности… 

Фильмы про разведчиков. Это отдельная часть военной, художественной кинолетописи. Эти  истории были настолько эпическими, что в одну серию они обычно не вмещались и обычно были многосерийными. 

«Щит и меч», режиссер Владимир Басов

трилогия «Путь в Сатурн», режиссер Виллен Азаров

«Майор Вихрь», режиссер Евгений Ташков

и наконец, телефильмы:

«Вызываем огонь на себя» режиссера Сергея Колосова и «Семнадцать мгновений весны» режиссера Татьяны Лиозновой. 

Так как сюжет про советских разведчиков должен был разворачиваться в тылу врага, в этих фильмах  большое время отводилось образам противника. Это позволило более подробно раскрыть не только идеологические принципы, которым они следовали, но и человеческие судьбы,  приводившие людей к служению в лагере врагов СССР. 


Таким образом, можно констатировать, что именно в лучших фильмах про советских разведчиков была сделана попытка, пусть и идеологизированная, хоть частично ответить на вопрос, почему так много советских граждан, не говоря уж о тех, кто был вынужден бежать на Запад от «тесных и справедливых» объятий советского режима, после развязанной большевиками кровавой гражданской войны, оказался в рядах, сражающихся против СССР. О выборе, перед которым стояли граждане других европейских стран и прежде всего Германии, в них тоже порой рассказывалось, но это не было главной линией сюжета.  


Конечно, было и в последнее время в современной России снимается огромное количество фильмов, посвящённых Второй мировой войне, но из-за «правдивости» и художественной составляющей этих фильмов даже перечислять из названия считаю ненужным, дабы не привлекать дополнительное внимание к ним.


Обычно они являются просто заказными фильмами с большими бюджетами. Такая ситуация требует от авторов не творческой работы, а служения по принципу официанта. Ни в коем случае не хочу обидеть очень важную и нужную профессию официанта. Возможно, в данном случае правильней употребить слово «халдей»*. Человек, которого услужливая работа в расчете на чаевые призывает не обдумывать и обсуждать заказ, а безропотно его выполнять с надеждой на наполнение своего кармана. 

Повторюсь, фильмов про Вторую мировую войну, снятых в СССР и в современной России, больше чем про что-либо другое, в том числе и тех, где события ВМВ являются предысторией событий послевоенных лет. Подробный разбор потребовал бы целой брошюры или даже книги. Такой задачи у меня нет. Но если читатель действительно хочет понять, какой была Вторая мировая война через призму советского кино (разумеется, множество правдивых фильмов и не всегда правдивых снималось и в других странах, но это материал для другой статьи), ему необходимо посмотреть всего три советских фильма:

«Обыкновенный фашизм», режиссер Михаил Ромм.

Советско-американский 20-серийный документальный фильм «Неизвестная война» («The Unknown War») с Бертом Ланкастером в роли ведущего, главный режиссер Роман Кармен, режиссёры серий:  Игорь Гелейн,  Игорь Григорьев,  Лев Данилов,  Василий Катанян,  Леонид Кристи,  Семирамида Пумпянская,  Тенгиз Семёнов, Джемма Фирсова, Зоя Фомина,  Нина Соловьёва,  Александра Рыбакова.

И обязательно фильм «Иди и смотри», режиссёр Элем Климов, не даром первое название проекта, сценария этого фильма, долго запрещаемого в СССР, носил название «Я убил Гитлера…»


* «халдей» (пренебрежительное) — человек, вызывающий возмущение окружающих своим угодничеством, подобострастием, приспособленчеством.