Антисемитизм – страшная болезнь, но чья?

В разразившейся информационной войне между Россией и Польшей практически все время основной «игральной картой» присутствует тема антисемитизма.  Некоторые в России договариваются в СМИ и в публичном пространстве до того, что якобы Польша вообще самая антисемитская страна в мире. Дискуссии по этой теме стали основным трендом современности.  

Конечно, весь поток небылиц и фальсификаций можно было бы прекратить одним абзацем. Например, таким:
наибольшее количество деревьев праведникам, спасавшим евреев в период Второй Мировой Войны, зачастую ценой собственной и своих родных жизней, в мемориальном парке Яд Вашен в Израиле, растете в честь граждан Польши! Об этом свидетельствуют таблички с именами возле каждого дерева, их там,  на лес  хватит. 


Есть таблички с известными именами, например, Кароль Войтыла. Но увы, большинство совершивших свой тихий подвиг  остаются  безвестными, особенно в пространстве  российских СМИ.  Лучший пример — ротмистр Витольд Пилецкий (Witold Pilecki), сделавший максимально всё, на что способен человек, чтобы прекратить массовой уничтожение евреев в концентрационном нацистском лагере  Биркенау-Аушвиц. 


Однако не буду подробно разбирать все возможные доказательства, и сам о них писал, в том числе и в предыдущей статье («Сеющим ветер» от 08.01.2020), да и Интернет желающим предоставит достаточно информации. Среди читателей и нормальных людей желающие узнать правду всегда найдутся. Среди лиц, постоянно вещающих в СМИ и хающих Польшу, таких нет. Им вполне достаточно сведений от “военно-истерического” общества или от тех, кто искренне ненавидит Польшу, так как карьера там не сложилась. Впрочем таких, вообще ненавидящих Запад, из-за того, что им там не удалось остаться, или они сильно разочарованы тем, что манна небесная не упала на них, увы, много. Хотя некоторые на всякий случай сохраняют паспорта, позволяющие свободно перемещаться по миру. Об этом свидетельствуют плашки под их лицами во время передач. К  примеру,  разные «сосновские»,  не могущие, по всей видимости,  простить Западу, что их, вырвавшихся из СССР в эмиграцию, не осыпали золотом. О «ещё больших друзьях» Польши типа отвечавшего много лет за российско-польский диалог и согласие советском товарище, по всей видимости откровенно мстящем  Польше за то, что по молодости лет он не успел поучаствовать в Катынских экзекуциях, некоем  «бондаренке», или выгнанным как персона «нон грата» за деятельность, не соответствующую официальному статусу, некоем товарище «свиридове», в данной статье даже вспоминать не стоило бы. Увы, и в Польше сохранились те, кому советские времена с военным положением были слаще свободы.


Теперь перейду к антисемитизму. Черта оседлости  — неотъемлемая принадлежность Российской Империи с  1791 по 1917 гг. (странное, возможно роковое совпадение цифр), хотя, правды ради, нужно сказать, что уже в 1915 году этот антисемитский порядок пошел на убыль. Безусловно, на юге Европы в империях также были периоды, запрещавшие, ограничивающие  исповедующим иудаизм нормальную жизнедеятельность, но то было в самом конце XV века. После этого только в Российской Империи данный рудимент человеческой ненависти прекрасно и стабильно себя чувствовал.


Обязан оговориться. Так как фактически Польское государство не существовало с 1795 по 1918 гг., а большая его часть была присоединена к Российской Империи, то на этих территориях законы, ущемляющие евреев, действовали в полную силу. Не буду подробно разбирать эти ограничения. Для кого-то они были жестокими, для кого-то возможными для существования. Не буду подробно разбирать где, когда и почему происходили еврейские погромы, хотя погромы в России бывали и нееврейскими, но значительно реже. Всё это так или иначе было предвестником страшных событий ХХ века. К сожалению именно в этом веке ксенофобия и прежде всего антисемитизм достигли максимального значения. Не последнюю роль в этом сыграл технический прогресс. 
1917 год резко изменил порядок вещей. Империи распались. Народы и страны обрели независимость, с оружием в руках отстояли ее в борьбе с набирающей силы Советской Империей. Увы, не все. С революционными событиями в политику, во власть, естественно, ворвалось множество представителей тех народов, которые в большей или меньшей степени были поражены в правах в Российской и других Империях. Поляки, народы стран Балтии, представители народов Кавказа, венгры, чехи и, конечно, в большом количестве евреи.  
За каждым приходившим во власть тянулась обычно большая семья, так как в  еврейских семьях всегда было много родственников. Готовы ли были к этому другие? Можно смело констатировать: далеко не все.  Да, эта неготовность  ложилась на распространённый бытовой антисемитизм, но пока государство противостояло этому, он, антисемитизм, спал в глубинах обществ. Вторая Мировая Война, начавшаяся 1 сентября 1939 года,  разбудила это спящее чудовище. Репрессии по классовым, социальным, конфессиональным и, не в последнюю очередь. национальным причинам,  кровавый террор гражданской войны, попыток революций и экспорта революции, коллективизации, промышленной революции — всё это оставляло после себя не только восторженные рапорты, но и кровавый след. 


«Затаившийся  зверь» в душах и умах прежде всего малообразованных слоёв населения, легко подвластных любой пропаганде, активно питался этими трагедиями и часто иных виновников трагедий находить не желал. Так всегда было проще.  


Печально знаменитый «Штурмовик» «Der Stürmer»  издававшийся с 1925 года (периода Веймарской Республики) до падения Третьего рейха в 1945 году, и получивший по заслугам прежде в лице своего главного редактора Юлиуса Штрейхера, повешенного по абсолютно справедливому приговору Нюрнбергского международного трибунала, лучше всего иллюстрировал эту ситуацию. Хотя правды ради необходимо напомнить, что формула  «большевик-коммунист-еврей» возникла еще в период гражданской войны. Также часто противопоставлялась ей формула «еврей-кровопийца-буржуй»,  появлявшаяся в той или иной форме в красной, советской пропаганде вплоть до событий 60-ых и 70-ых годов, времени разрыва советко-израильских дипломатических отношений (разумеется, по инициативе СССР) в период  ближневосточных войн за существование и независимость Израиля. 
Не верите? Полистайте подшивки журнала «Крокодил» с рисунками «кукрыниксов» и их последователей, в Интернете они есть.  И та, и иная пропаганда подливала масла в тлеющий огонь антисемитизма. 
Следствие в захваченной национал-социалистическими ордами Европе погибло порядка 6 млн  евреев, граждан разных стран. Большинство — 3 млн — граждане Польши!   Сказать, что на этих процессах не отразились репрессии, которые массово имели место после 17 сентября 1939 года, когда СССР в соответствии с договором «Молотова-Риббентропа» вступил во Вторую Мировую Войну, о чём молчали советские учебники истории и о чем категорически хотят молчать нынешние, было бы преступлением против правды.   


История стран Балтии, Польши, Румынии свидетельствует об обратном.  В 1945 году совместные усилия всех стран антигитлеровской коалиции завершились успехом. Кровавейшая мировая война была окончена. Советский народ и, прежде всего, воины Красной Армии заплатили за это самую высокую цену своими жизнями.  Казалось, в это хотели верить, те, кто праздновал 8 или 9 мая 1945 года, что ужас уничтожения человека человеком окончен. На это надеялись, об этом молились, в том числе, разумеется, и евреи, граждане разных стран. Но! Да, опять НО!  Волны антисемитизма продолжали накрывать послевоенный мир. 
Страшная трагедия в Кельцах 4 июля 1946 года, возможно, была первым напоминанием о том, что антисемитизм, увы, жив.  Созданная советской властью польская милиция не только не защищала, наоборот подстрекала и участвовала в погроме. Однако уже 9 июля был начат судебный процесс над зачинщиками преступления.  Самым активным участникам, погромщикам, в том числе и официальным лицам, был вынесен смертный приговор. Его незамедлительно привели в исполнение  11 июля.   Польше потребовалась на это всего неделя! Это было необходимо, чтобы дать урок привыкшим за годы оккупации сводить бытовые счеты со своими соседями насильственным путем. 


Те, кто уничтожал Еврейский антифашистский комитет, кто убивал его лидера Соломона Михоэлса, остались безнаказанными. Суд и поспешный расстрел Берии, Абакумова (отличавшегося ещё во время руководства страшным СМЕРШЕМ в период войны),  нескольких других руководителей репрессивных органов СССР, участвовавших в этом,  в борьбе с космополитизмом – читай: евреями, полноценным таковым возмездием считать нельзя. То была элементарная борьба за власть в Кремле. Реальные исполнители остались безнаказанными. Более того, многие получали повышенные пенсии и пользовались всеми льготами, установленными в СССР после 1965 года для участников Второй Мировой Войны. Если кто-то из них ещё жив,  то к 75-летию Победы, согласно распоряжению Президента РФ В.Путина, получит  75 тысяч рублей!  
Да, как говорил печальный, но правдивый анекдот ещё 70-ых  «Война от нас все дальше, а имеющих удостоверения участников войны, все больше». 


Увы, ошибку, а реальней, целенаправленную операцию, предпринятую ещё Н.С.Хрущевым на светлой памяти ХХ съезде КПСС, где был  разоблачен культ личности, даже смело осудили и почти прокляли пару-тройку десятков руководителей,  был использован именно так.   Общество объявили невиновным! Этот принцип и сейчас дает плодотворные всходы, или как теперь принято говорить – «крепкие, надежные скрепы» в нашем обществе. В отличие от Западной Германии у нас никто из ныне здравствующих ни в чём невиноват.  Поэтому так вольготно чувствуют себя потомки, условные «никоновы».  Чувство вины за деяние своих  предков им не грозит. 
 Радоваться тому, что сегодня антисемитизм уступил право первенства ксенофобии  другим странам и народам не стоит. История доказывает,  «любовь» к евреям все равно обычно возвращается, кого бы в данный момент не ставили на более актуальное место.  Лучшим доказательством служит то, что после 1945 года и даже после смерти «вождя, учителя и лучшего друга детей» в период относительно беззубый с 1970 по 2009 год  СССР и Российскую Федерацию покинуло всего-то 1.925.000 советских граждан по еврейской линии. Причем. подчеркну, в эти цифры входят, только уезжавшие по «еврейской линии» в Израиль, а ещё были многочисленные те, кто ехал по «немецкой» линии в ФРГ — страну, полностью взявшую на себя бремя ответственности перед миром за преступления своих предшественников. 

Для сведения наивного читателя: ГДР – советский режим,  от такой ответственности уклонился и никакого бремени на себе и на своей экономике не испытывал, если не считать дружественную группировку ГСВГ, размещенную на его территории. Кстати, был ещё ручеек невозвращенцев, беглецов и прочих, кому «советские скрепы» сильно напоминали наручники или кандалы. Печально для России,  но устойчивый поток желающих покинуть навсегда благословенную «великую родину» не ослабевает и в наши дни. Видимо, простые граждане, имеющие еврейские корни, сохранившие несмотря ни на что родовые фамилии, понимают, что Кантор, Вексельберг, Ротенберг, Хинштейн и другие аналогичные столпы режима всегда пойдут по другому списку. Поэтому жизнь строить для себя и своих потомков предпочитают не в великой стране, тяготеющей к восстановлению имперского величия, а в любой  нормальной.


В Польше помнят страшные уроки ХХ века. Аушвиц-Биркенау — одно из самых посещаемых мест в Польше. Первые три места по количеству приезжающих туда  занимают граждане Польши, Германии и Израиля, россиян стало в последнее время больше, но все равно это тонкий ручеёк в море французов, голландцев, испанцев, итальянцев, португальцев и венгров, японцев и южнокорейцев, граждан США,  Великобритании и очень далеких Австралии и Новой Зеландии. Печально, для россиян, возможно, особенно полезно ознакомление с системой, в которой одни считали, что они во всем правы и что они более великие, чем другие…., а другие не имели права что-то считать, кроме дарованных им дней борьбы за выживание.  


Исторический  квартал Казимеж (часть Кракова), бывший еврейским городом в предместье королевской столицы Польши, возрожден. В нём проходит крупнейший в Европе фестиваль еврейского искусства и количество евреев стремящихся там побывать, а также остающихся там работать, жить, все время возрастает. 
В эпилоге позволю себе несколько слов из культурной жизни Польши и СССР.  В начале 60-ых годов в Польше не только издается повесть польской писательницы Зофьи Посмыш «Пассажирка из каюты 45», но и снимается фильм «Пассажирка» («Pasażerka»)  режиссером Анджеем Мунком, прославленным к этому времени, в том числе и фильмом «Эроика» (1957 –«Eroica»)  по сценарию Ежи Стефана Ставиньского. Одним из первых художественных фильмов, повествующих о пребывании человека в концентрационном лагере.  В это время в СССР Евгений Евтушенко пишет поэму «Бабий яр» о трагедии убийства евреев живших в Киеве.  Дмитрий Шостакович пишет Симфонию № 13, в которой используется текст поэмы. За эти произведения оба выдающихся автора подвергаются осуждению и обструкции советским обществом. Символично, среди активно осуждающих есть человек по фамилии Стариков, возможно,  он передал эстафету прославляющему Сталина и СССР участнику многочисленных ток-шоу. 


Опера Мечислава Вайнберга лучшего ученика Д.Шостаковича, родившегося и жившего в Польше, на либретто «Пассажирки» увидела свет в совместной постановке театров Великобритании, Польши и Испании только в 2010 году.  Постановка в Большом театре, для которого писалась опера, была запрещена и состоялась только в 100- летие великого композитора в 2019 году. 


В 1970-ом великий и всемирно прославленный со времен «Канала» Анджей Вайда снимает «Пейзаж после битвы» (Krajobraz po bitwie)  по мотивам рассказов Тадеуша Боровского. Фильм снимался в том числе в реальных «декорациях» концентрационного лагеря, ставшего музеем народной памяти Аушвиц-Биркенау.  Трогательный фильм Сергея Колосова «Помни имя своё» в содружестве с польскими кинематографистами снимается там же только в 1974 году.  Можно вспомнить  фильмы: «Ида» Павла Павликовского, завоевавший «Оскара» в 2015 году, фильм Агнешки Холанд «Во мраке» (2011 -W ciemności), «Пианист» (2002 - The Pianist) Романа Поланского удостоенного трёх Оскаров и Золотой пальмовой ветви Каннского кинофестиваля и множество других. Произведения литературы, музыки, кинематографии, театральные постановки, песни. Бесчисленные, великолепные польские памятники, стоящие по всей Польше.  


Многое  другое свидетельствует  о боли страны, пережившей Вторую Мировую Войну, холокост, трагедию Варшавского восстание  1944 года и трагедию восстания в Варшавском гетто в 1943 году и заботливо оберегающей шрамы мировой трагедии на своей территории священна для страны и ее граждан. Для национальной памяти и национальной истории. 


К сожалению ни СССР, ни Российская Федерация не могут похвастаться подобным отношением к своим шрамам, к своей истории, к трагедиям, происходившим на нашей территории.  На досках и обелисках в местах трагедии стыдливо писалось – убиты, замучены советские люди…. Указать национальность считалось слишком провокационным. Музеи, посвященные трагедии холокоста – мемориальная Синагога в Москве открылся только в 1997 году, а Еврейский музей и центр толерантности, где в экспозиции трагедии Шоа посвящено много места, открылся вообще лишь на втором десятилетии тучных лет, в конце 2012 года.
Таковы неоспоримые исторические и культурные факты, которые нужно помнить и знать, чтобы не заблудится в водовороте современных информационных войн.


  25.01.2020