На прошедшей Конференции Московского Яблоко единогласно было принято обращение к Мэру Москвы Собянину С.С. " О неотложных мерах по сохранению природного наследия столицы Российской Федерации. "
На прошедшей Конференции Московского Яблоко единогласно было принято обращение к Мэру Москвы Собянину С.С. " О неотложных мерах по сохранению природного наследия столицы Российской Федерации. "
Московское ЯБЛОКО просит Мэра Москвы:
1. Исключить из проекта бюджета Москвы на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов все планируемые работы по "комплексному благоустройству" особо охраняемых и других природных территорий Москвы;
2. Установить мораторий на проектирование и выполнение работ по благоустройству особо охраняемых и других природных территорий Москвы до тех пор, пока не будут научно обоснованы необходимость благоустройства каждой такой природной территории и не составлены соответствующие подробные планы и программы с привлечением ведущих специалистов в данной области.
Уважаемый Сергей Семёнович!
Москвичи крайне встревожены планами Правительства Москвы по дальнейшему агрессивному освоению и "благоустройству" особо охраняемых природных территорий Москвы, содержащимися в проекте бюджета Москвы на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов.
Согласно ст.58 Конституции РФ, каждый из нас обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В нашем городе, несмотря на его сверхинтенсивное градостроительное развитие, до сих пор сохранились обширные территории естественной природы, включающие свыше ста уникальных природных комплексов (леса и лесопарки, луга, болота, реки и водоёмы). Среди них такие крупнейшие лесные массивы, как Лосиный Остров, Битцевский, Измайловский и Кузьминский парки, Серебряноборское лесничество, а также лесопарки Кусково, Теплостанский и Тропарёвский, Фили-Кунцевский, Серебряный Бор, Покровское-Стрешнево, Алёшкинский лес, исключительные по своим природным характеристикам и биоразнообразию Крылатские холмы и Щукинский полуостров, Косинские озёра и многие другие природные комплексы.
Всё это природное богатство российской столицы представляет не только природную, но и огромную историко-культурную ценность, является объектом общенационального достояния.
Эти природные территории являются важнейшим гарантом экологического благополучия и экологической безопасности москвичей, критически важным в связи с угрозой всё новых глобальных эпидемических атак. Они обеспечивают устойчивое развитие Москвы, делают микроклимат в городе более комфортным, очищают загрязненный выбросами воздух, сохраняют биоразнообразие, которое признаётся важнейшим критерием благополучия городской среды в целом.
В соответствии с п.2 ст.61 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», охрана зеленого фонда городских и сельских населенных пунктов предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих его сохранение и развитие.
На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и средозащитного характера.
Функции особо охраняемых природных территорий в городе существенно отличаются от функций городских и районных парков с их развитой инфраструктурой коммерческого досуга и развлечений.
В отличие от парковых территорий, главное назначение природных территорий Москвы – гарантировать экологическое благополучие крупнейшего мегаполиса Европы, поддерживать необходимый уровень его санитарно-эпидемиологической безопасности.
Любое антропогенное вмешательство, особенно сопровождающееся массовым "запечатыванием" природных территорий, заменой исторически сложившихся лесных сообществ на искусственно созданные зелёные насаждения паркового типа, устройством декоративных газонов вместо лугового разнотравья, возведением разнообразных рекреационных и торговых объектов и т.д. - неизбежно сокращает экологически эффективную (т.е. занятую растительностью) площадь природных территорий и, тем самым, пагубно влияет на их базовые средозащитные и санитарно-эпидемиологические функции.
Такие "благоустроительные" планы в отношении особо охраняемых природных территорий Москвы, тем более подготовленные Мэрией Москвы в разгар пандемии коронавируса, представляются москвичам крайне необдуманными и опасными.
Общеизвестно, что экологическая ценность естественных городских лесов значительно выше, чем «рукотворных» озеленённых территорий по всем параметрам: поглощению парниковых газов, температурному комфорту, влиянию на уменьшение поверхностного стока. Ведь объём средозащитных и средорегулирующих функций напрямую зависит от наличия разнообразных устойчивых растительных сообществ, плотности древесного полога, объёма продуцирующей зелёной биомассы – характеристик, наилучших именно у природных экосистем,
Необходимо отметить, что за последние 20 лет в стратегиях развития крупнейших мегаполисов мира произошла кардинальная смена ценностей и приоритетов. Сохранение и восстановление зелёной инфраструктуры, естественных природных сообществ принято за основу их экологической, климатической и социальной устойчивости наряду с экономическими показателями.
Данные тренды отражены в соответствующих международных инициативах и документах: инициативе Европейского Союза 2020 г. «Возвращение природы в города», докладе Всемирной организации здравоохранения 2021 г. «Природа, биологическое разнообразие и здоровье: обзор взаимосвязей» и многих других. В числе приоритетов стратегий развития самых передовых современных городов (Берлина, Лондона, Парижа, Барселоны, Амстердама и др.) - прежде всего воссоздание, укрепление и развитие их зелёного экологического каркаса, сохранение и восстановление природного биоразнообразия, «умное» содержание природных и озеленённых пространств для максимального раскрытия их экосистемных возможностей.
Москва до сих пор обладает значительным природным потенциалом, созданным в рамках реализации советских генпланов 1935 и 1971 гг. (Лесопарковый защитный пояс, ЛПЗП). Одним из важнейших достижений экологической политики Москвы 1990-х – 2000-х годов явилось учреждение системы особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Несмотря на бурный рост населения и развитие транспортной инфраструктуры, большинство московских природных территорий удалось сохранить для нынешнего и будущих поколений горожан. Эти территории - не только стратегический ресурс обеспечения экологической безопасности столицы России, но и важнейшая часть её культурно-исторического наследия.
Однако именно последнее десятилетие ознаменовалось крайне агрессивными и бездумными инициативами власти по вмешательству в естественные природные экосистемы Москвы, некомпетентному преобразованию городских лесов и речных долин, массовой замене естественных почв искусственными почвогрунтами и т.д., что с неизбежностью ведёт к системному разрушению и утрате нашего бесценного природного наследия. Для современного европейского мегаполиса, к которому Москва себя постоянно причисляет, такая политика представляется абсолютно неприемлемой и крайне опасной.
В проекте бюджета Москвы на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов заложены многомиллиардные суммы на тотальное «благоустройство» Битцевского леса, лесопарков «Покровское-Стрешнево» и «Кусково». Все они находятся в черте Москвы в окружении сверхплотной жилой застройки и уже достаточно благоустроены. Здесь созданы все необходимые условия для спокойного оздоровительного отдыха в природном окружении, востребованного подавляющим большинством жителей Москвы. Есть тут и рекреационные центры с достаточным количеством площадок для активного отдыха и велодорожки.
Дальнейшее «комплексное благоустройство» этих природных территорий вызовет лишь катастрофическое снижение их природной ценности, резкое ухудшение состояния окружающей среды и, как следствие, массовое недовольство горожан действиями Мэрии Москвы и Вашими лично. "Лучшее" в данном случае очевидно является врагом "хорошего, разумного и достаточного". Разве это может быть целью исполнительной власти города, демонстративно идущей сегодня на крупномасштабный конфликт с его жителями?
Кроме того, у москвичей вызывает крайнее недоумение и тот факт, что функции заказчика работ по благоустройству ООПТ и других природных территорий Москвы Вами переданы от Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (ДПиООС) в Департамент капитального ремонта города Москвы, не имеющий никакого отношения к природоохранной функции. Такие действия представляются москвичам откровенным вызовом и, будем говорить прямо, просто издевательством над ними и здравым смыслом.
Происходящее тем более возмутительно, что москвичи уже многократно и определённо выражали свою позицию по данному вопросу. Так, к примеру, в мае 2021 года жители района Крылатское крайне негативно отреагировали на подготовленный Правительством Москвы проект обустройства т.н. «Экологического маршрута» на территории ООПТ ПИП «Московорецкий» на участке, примыкающему к Рублевскому шоссе, д. 56, а также в Крылатском лесу. Проект предусматривал прокладку пешеходных троп и велодорожек с твёрдым покрытием, установку указателей и т.п. Жители не без основания опасались, что столь масштабное "благоустроительное" вмешательство повредит или даже уничтожит сложившиеся природные участки лесопарковой зоны, разрушит естественно сформировавшуюся здесь природную среду. Ими было собрано и подано в адрес Правительства Москвы более 1500 подписей против данного проекта, проведена встреча с депутатами Московской городской думы, принята резолюция с требованием отмены проекта.
Совершенно очевидно, что схожая негативная реакция москвичей возникнет и в других районах, где, согласно проекта бюджета Москвы на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов, предусматривается реализация аналогичных проектов на особо охраняемых природных территориях Москвы.
Особенное недовольство жителей города вызывает значительная коммерческая составляющая планируемого благоустройства, связанная, в частности, с обустройством многочисленных кафе и других подобных объектов. У них перед глазами печальный опыт Серебряного бора, где пляжные кафе давно превратились в настоящую криминальную сеть по массовому сбыту алкоголя и проведению корпоративных мероприятий, сопровождающихся оглушительным грохотом "музыки" и губительных для природы.
На основании вышеизложенного и с целью сохранения природного наследия столицы Российской федерации, настоятельно просим Вас:
1. Исключить из проекта бюджета Москвы на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов все планируемые работы по "комплексному благоустройству" особо охраняемых и других природных территорий Москвы;
2. Установить мораторий на проектирование и выполнение работ по благоустройству особо охраняемых и других природных территорий Москвы до тех пор, пока не будут научно обоснованы необходимость благоустройства каждой такой природной территории и не составлены соответствующие подробные планы и программы с привлечением ведущих специалистов в данной области.