Правозащитники "Яблока" призвали выступить в защиту "Мемориала"

11 ноября 2021 года войдет в новейшую историю России как день, когда началась ликвидация Международного общества «Мемориал».

С этого дня мы подошли к завершению исторического цикла, к его кульминации. На наших глазах и с нашим участием разворачивается последняя схватка за Национальную Историю и память поколений. Снова власть, наследуя традиции палачей и вертухаев, пытается вычистить правду из постсоветских учебников истории. Наша страна была и остается разделенной, расколотой на две части: миллионы тех, чьи семьи пострадали от репрессий, ссылок целых групп людей, иногда и целых народов, и несоизмеримым меньшинством «старой гвардии» и их последователей, которые продолжают сажать, пытать и охранять. Именно в их руках власть, именно они сегодня управляют нашей страной.

Раны, которые не успели затянуться за 30 постсоветских лет, снова кровоточат, и в лагеря идут новые поколения политических и «случайных» арестантов. А страной по-прежнему управляют люди с портретами Дзержинского в кабинетах. Мир во многих отношениях меняется, но, к сожалению, нашей страной, как и в 1937 году, руководят люди, сидящие под портретами преступников.

30 октября 2017 года на открытии Стены Скорби президент Путин произнес важные слова:

«Миллионы людей объявлялись «врагами народа», были расстреляны или покалечены, прошли через муки тюрем, лагерей и ссылок. Это страшное прошлое нельзя вычеркнуть из национальной памяти и, тем более, невозможно ничем оправдать, никакими высшими так называемыми благами народа».

ФСБ не скрывает, а часто подчеркивает, что ведет свою столетнюю историю и хранит преемственность с организациями ВЧК-НКВД-КГБ. Портреты Дзержинского, организовавшего вместе со своими помощниками многомиллионное истребление лучшей, ни в каких преступлениях не запятнанной части российского народа, висят по сей день в кабинетах за спинами следователей и прокуроров. И висят эти портреты рядом с портретом Путина, которого, как видно, нисколько не смущает такое соседство.

Президент Путин оказывается в странном положении. Его слова «о страшном прошлом… которое нельзя вычеркнуть из национальной памяти», несовместимы с ликвидацией в России общества «Мемориал», а именно это мы сейчас и наблюдаем. Трудно предположить, что ликвидация общества «Мемориал» происходит без одобрения высшей власти, которую сегодня олицетворяет и осуществляет Путин.

«Мемориал» — организация, работающая во имя национального примирения, во имя осознания жестокости и несправедливости истории, что невозможно без покаяния в жутких репрессиях советского периода и осознания всей ответственности тех, кто к этому был причастен. «Мемориал» призывает к сохранению памяти о миллионах поломанных судеб и загубленных жизней. Это наш всеобщий долг чести по отношению к нашим потомкам. Ведь именно в нашем поколении смешались дети и внуки расстреливавших и расстрелянных, и общество «Мемориал» в своей работе делает все возможное, чтобы память о погибших сохранилась хотя бы во имя того, чтобы такое злодеяние по отношению к собственному народу не могло повториться.

Исчезновение «Мемориала» в России станет признаком глубокого нравственного падения и окончательным символическим отрывом российского человека от цивилизации 21-го века.

Однако те силы, которые пытаются закрыть «Мемориал», должны понимать, что даже в случае в случае ликвидации «Мемориала» гражданское общество России не даст ему исчезнуть. Власть должна знать, что если ликвидация юридического лица все же состоится, то массовое движение «Мемориал» останется - это нравственный долг народа перед невинно пострадавшими нашими согражданами.

Мы призываем всех выступить в защиту «Мемориала», продолжать его дело, в том числе, оказывая посильную помощь его членам и сотрудникам.

Лев Пономарев, правозащитник;
Людмила Улицкая, писатель;
Лия Ахеджакова, актриса, народная артистка РФ;
Валерий Борщев, правозащитник, сопредседатель Московской Хельсинкской группы;
Светлана Ганнушкина, правозащитник;
Олег Еланчик, правозащитник;