Троянский конь

«А Троя? — Разрушена Троя,
И это известно давно.» Александр Галич

Напомню, пример того как с помощью скульптурного произведения достигается поставленная цель. Троянский конь, пожалуй, самое известное в истории человечества скульптурное произведение, прославленное и историей, и мифологией. Ставшее орудием победы в троянско-данайской войне. Для тех, кто совсем не в курсе, поясню. Данайцы смогли хитростью поставить в центре Трои, с которой безуспешно воевали, огромный памятник коню. Когда же восхищенные размерами памятника троянцы разошлись по домам, из него вылезло войско данайцев и взяло, а потом и разрушило Трою, одержав долгожданную победу.

Вы спросите, к чему я вдруг об этом напоминаю? Заподозрите меня как автора в том, что постоянно вступая в полемику с представителями Российского военно-исторического общества, впадаю в исторический раж. Нет. Просто видел открытый сегодня, 4 ноября 2016 года, у стен Кремля, на Боровицкой площади, гигантский памятник. 17,5 метров, не считая постамента и ведущих к нему многочисленных террас -ступеней.* Не бойтесь, обсуждать работу скульптора С.Щербакова и архитектора М.Воскресенского я не буду, как и исторический персонаж Князя Владимира. По этому поводу уже сказано и написано столько, что впору издавать фолиант. Статья о другом, о культуре.

Любое государство вправе ставить за свой счет любой памятник. Более того, власть может диктовать свой вкус, правда при этом желательно, чтобы он был. А то вот нравятся главному чиновнику города дома с башенками и любой проект для утверждения, надо или не надо, венчается такой башенкой. Больше всего это напоминает о том, что кому-то от власти «башню снесло», о культуре разговора нет. Для историков зато раздолье описывать «башенную» эпоху. Но в ту эпоху, другого гиганта (Петра 1) всё-таки ставят не у Кремля, главного символа страны, а на речной стрелке.** Можно любить или не любить З.Церетели, но о культуре у него представление есть, да и Российского военно-исторического общества тогда ещё не было***, как и нынешнего министра, как её там, а ну да культуры, не путайте с пропагандой - В. Мединского. (назначен 12.05.2012)

Памятники Князю Владимиру в мире есть, да и в России тоже. Был, правил, в конце концов, как иллюстрация и память об эпохе имеет право на увековеченье, как и любой другой исторический персонаж, если конечно он не пригвоздён судом истории к позорному столбу. Но вот в таком месте и таких размеров – с точки зрения современного развития культуры и воспитания вкуса у будущих поколений, едва ли. Хотя кому теперь в России дело до культуры и вкуса. Все занимаются кормилицей- пропагандой. Ею обременены и в Министерстве культуры, и в Министерстве Образования и в многочисленных СМИ. Учитывая, что на открытие памятника Владимиру собрались все кто мог из отцов страны и города, именно он теперь будет олицетворять собой уровень нашей культуры и уровень нашего вкуса. На его примере будут учить следующие поколения. Чему? Вдумчивому читателю, что-то понимающему в культуре и имеющему вкус, лучше об этом не задумываться. Особенно на ночь глядя! Бессонница будет обеспечена.

Хотя возможно я неправ. Если под действием пропаганды произойдёт что-то страшное. Ну, типа войны, о которой каждый день твердят местные политики, пропагандисты, военные, но кому-то всё-таки чудом удастся выжить и продлить человеческий род, то через сотню, а может быть тысячу лет, новые археологи, раскопав это, будут гадать о времени, когда видимо на землю спускались из космоса великаны. Как мы гадаем об артефактах, оставленных нам древними цивилизациями. Сумеют ли наши дальние потомки разгадать эту тайну – неизвестно.

Оглянитесь вокруг. В мире давно перестали сооружать памятники людям на гигантских постаментах. Эпоха не та. Современной культуре не нужно утверждать величие власти гигантоманией. Сооружать скульптуры, рядом с которыми гражданин, человек чувствует себя крошечным винтиком. На земле демократия, образование, культура – общепризнаны и общедоступны. Но у нас собственный, суверенный путь развития. Свидетельством этого является очередной гигантский «троянский конь» разрушающий и уничтожающий нашу культуру, а соответственно и наше развитие вместе со всем человечеством.

На этом можно было бы поставить точку. Но учитывая, что приближается страшная дата 7 ноября, перевернувшая весь мир, которой через год будет уже 100 лет. Рискну предложить государству и обществу культурно исторический проект. Нужно выделить, например, под городом Домодедово, где-нибудь рядом с комплексом Горки Ленинские, большое поле. Нужно чтобы уходило оно до горизонта, меньше не подойдет. Построить на нём смотровые площадки. И свезти на него со всей территории огромной страны все памятники «кормильца». Так скульпторы в советское время величали вождя революции Ленина. Всех, от мала до велика, и старых и малых. Впереди можно поставить наиболее известный «на броневичке» из Питера. За ним чудо из Улан-Удэ с самой большой в мире головой, ну а за ними всех остальных. В том числе и с Октябрьской площади в Москве. Оттуда можно взять только статую, а памятник оставить и написать на нём «Жертвам революции» - ансамбль сохранится, да и смысл памятника будет справедливей с исторической точки зрения. Получится бескрайняя, уходящая до горизонта армия гипсовых, мраморных, бронзовых, серо-буро-бронзово-зеленоватых, с протянутой рукой и с кепкой. Гигантская нетерракотовая армия. То есть подчеркну, не предлагаю сносить, а лишь бережно демонтировать и перевести туда всех, до единого. И открыть выставочный музей – «Поле Ленина» с продажей билетов, не дешевле 10$ + фотографии с высоты птичьего полета + сувенирная атрибутика. Уверен, проект себя быстро окупит, и будет приносить постоянную прибыль, которую следует обратить на нужды культуры. А уж о наглядном историческом уроке для всего человечества к чему приводит культ личности и говорить не приходится. Уверен, все будут ужасаться! Кто от затраченных средств и материалов, кто от серийности и часто абсолютной безвкусицы, 75 лет насаждавшейся в народе псевдоэстетики, а кто и от размаха пропаганды революционного террора, постепенно и планомерно уничтожавшего в людях представление о красивом и светлом. О том, сколько освободится площадей в стране для памятников деятелям культуры, науки, другим добрым людям, и говорить нечего.

Вот такими размышлениями о монументальном искусстве, навеянными историческими событиями, хотелось с Вами, читатель, поделиться. Закончить статью рискну словами великого автора донесшего до нас историю «Троянского коня», бессмертного Виргилия : «Что бы это ни было, а бойтесь данайцев, даже дары приносящих!» - «Quidquid id est, timeo Danaos et dona ferentes (Энеида II.49) Бойтесь, даже если это делает ваша власть.

*Является одним из крупнейших памятников на территории России. Его возведение, наравне с другими строительными работами в охранной зоне Московского Кремля и на его территории, ставит Кремль под угрозу исключения из списка Всемирного наследия ЮНЕСКО.

** Также по заказу Правительства Москвы памятник «Петру 1 в ознаменование 300-летия российского флота» установлен на искусственном острове, насыпанном у разделения Москвы-реки и Водоотводного канала. Высота памятника 98 метров фигура Петра 18 метров.

*** Общероссийская общественно-государственная организация «Российское военно-историческое общество» — основанно в 2012 году указом президента РФ В.Путина. ПредседательВ.Мединский . Председатель Попечительского совета Д Рогозин